Благодаря глобальному потеплению на верхушке мира стало меньше льда. И, как это ни парадоксально, меньше льда означает скачок спроса на ледоколы, необходимых любому кто намерен быть игроком в мире тающих льдов.
«США сосредоточены на Индо-Тихоокеанском регионе и Европе, поэтому Арктика не на первом месте — так откуда такая одержимость ледоколами?», говорит директор Полярного института Ребекка Пинкус.
Пинкус считает, что лучшая стратегия борьбы с Россией в Арктике — та, которую уже используют Соединенные Штаты и Европа: усложнить для Москвы прибыль с ледяных вод, а не только облегчить Вашингтону доступ в эти воды.
Около половины трафика по Северному морскому пути — это экспорт сжиженного природного газа. Для его транспортировки через льды требуются ледокольные СПГ-танкеры. Ранее для России их строила Южная Корея, но с началом войны на Украине сотрудничество прекратилось. Россия сейчас пытается строить свои собственные, и, вероятно, е это удастся, но могут возникнуть трудности с продвинутыми технологией хранения грузов, которые являются западной монополией.
Запад нашел и другие трещины в броне. Свежие санкции нацелены конкретно на флот специализированных танкеров, которые Москве необходимо нарастить, чтобы доставить свою продукцию на последний оставшийся крупный рынок. Цель, как заявил Госдепартамент США, в том, чтобы «еще больше навредить» производству и экспорт арктического СПГ.
Если в Арктике и есть конкуренция великих держав, то она имеет экзистенциальный характер только для одного из игроков. И рецепт успеха здесь не в том чтобы обзавестись большим количеством ледоколов, а добиться чтобы российским некуда было поставлять.
«Мы давим на Россию экономическими инструментами в Арктике, что для нас экономически выгодно в достижении наших целей. Российский ледокольный флот полностью нацелен на экспорт энергоносителей в Азию», говорит Пинкус. «Если мы будем сохранять санкции и российские арктические нефтегазовые запасы и объекты станут бесполезными, то для чего им тогда Арктика? Так для Северного морского пути не будет достаточно трафика».