Американский истребитель F-35 проверен в воздушном поединке против F-16 в рамках тактических учений

Испытатели ВВС США и компании-производителя Lockheed Martin считают, что наличие возможностей повышения маневренности может служить подтверждением его ранее объявленных общих летных характеристик. [blockquote]Имеются возможности сделать его еще немного более маневренным[/blockquote] — заявил ведущий летчик испытатель Lockheed Martin Дэвид «Док» Нельсон.

Во время тактических учений Нельсон пилотировал AF-2, специальную модель для оценки аэродинамических нагрузок и характеристик флаттера, а также один из девяти F-35, используемых на авиабазе «Эдвардс» для доводочных испытаний. Эти работы проводятся в рамках мероприятий по завершению разработки и выводу модели на стадию начальной боевой готовности. Корпус морской пехоты США должен получить первые истребители F-35B IOC к концу текущего года, ВВС ожидает своих F-35A в 2016 году, а версия F-35C должна поступить на вооружение в ВМС США в 2019 году.

[blockquote]Когда мы проводили первый воздушный поединок в январе, нам сказали, «нет никаких ограничений, говорит Нельсон, осуществлялся мониторинг нагрузок, так что они могли видеть, если где-то происходила поломка. Это было важно для всех остальных моделей, поскольку особой конструктивной разницы между AF-2 и другими самолетами не существует.[/blockquote] AF-2 был первой моделью программы F-35, способной летать с перегрузками от +9G до -3G и совершать вращение при расчетном коэффициенте нагрузки. Этот самолет был также первым из серии Joint Strike Fighter, предназначенный для пилотирования при больших значениях бафтинга на всех углах атаки. Модель была оснащена оборудованием для измерения полетных нагрузок еще до отправки на авиабазу «Эдвардс» в 2010 году.

Целью испытательных полетов было выяснить, «как он проявит себя против F-16 в воздухе», сказал директор программы F-35 полковник Род «Трэш» Крейгер. «Нужно было предварительно установить, какие из алгоритмов управления можно усовершенствовать, чтобы улучшить будущие летные характеристики самолета. Такая доводка должна обязательно осуществляться на стадии испытаний».

[blockquote]Пилотам на самом деле понравилась его маневренность, а тот факт, что машина так хорошо переносит отклонения от заданных параметров, позволяет нам сказать (разработчикам системы управления полетом), что «не стоит так уж закручивать гайки»[/blockquote] — сказал Нельсон. Сопротивляемость сваливанию было проверено в ходе испытаний при большом угле атаки, которые начались в 2012 году, когда был превышен предел угла атаки в 50 градусов. Последующие испытания угла атаки вывели машину за пределы как положительных так и отрицательных предельных норм. В конечном итоге в результате тестирования угол атаки был доведен до своего максимума в 110 градусов.

AF-4, Flt 171, David "DOC" Nelson, Hi-AoA Intentional Departures
Испытания при повышенных углах атаки включали преднамеренный ввод машины в сваливание при открытых люках оружейных отсеков

[blockquote]При испытаниях на высоких углах атаки был применен «уникальный агрессивный метод[/blockquote] — сказал Нельсон. [blockquote]Обычно программой испытаний предусматривается постепенное, по дюйму, увеличение, и доведение F-22 до максимума занимает 3-4 месяца. На этой машине мы добились максимального угла за четыре дня. Мы фактически усовершенствовали систему управления полетом во время испытаний, искусственно выводя ее из-под контроля. Затем мы сместили центр тяжести назад и создали максимально неблагоприятную внешнюю конфигурацию с люками оружейных отсеков, пустив машину в штопор.[/blockquote] [blockquote]Самолет был введен в режим штопора при угловой скорости рыскания до 60 градусов в секунду, что равно одному полному обороту за 6 секунд. Это очень хороший показатель. Однако мы продолжали летные испытания и в результате машина восстанавливала управляемость мгновенно[/blockquote] — сказал пилот.

Были проведены испытания F-35 в продолжительном режиме сваливания, в ходе которых был превышен максимальный угол атаки с помощью ручного ограничителя вращения вокруг поперечной оси, превосходящего по своим возможностям ограничитель угла атаки у F-16. Добиваясь устойчивого восстановления управляемости, команда испытателей решила убрать противовращательное устройство на все оставшееся время испытаний. [blockquote]Самолет при отсутствии противовращательного устройства продемонстрировал способность восстанавливать управляемость в самых сложных режимах сваливания, поэтому мы чувствовали себя вполне уверенно, и это подтвердилось в течение нескольких месяцев испытаний при повышенных углах атаки[/blockquote] — продолжал Нельсон.[blockquote_note] Это также удовлетворило тех представителей администрации программы, кто считал, что наличие противовращательного устройства приводит к нежелательным аэродинамическим характеристикам машины.[/blockquote_note] Хотя предстоят еще дополнительные испытания, в которых предусмотрено, что это устройство должно быть установлено для устойчивости к сваливанию при различных боевых нагрузках, команда испытателей предполагает снова проверить машину без него.

AF-4 / Pilot: Dave 'Doc' Nelson/ Flight 138/ Test NA / High AOA
Стремясь добиться хорошего восстановления управляемости при повышенных углах атаки, испытатели F-35 предполагают обойтись без противовращательного устройства во время дальнейших тестов при ассиметричной нагрузке. Это устройство, изображенное на фотографии, применялось в ходе первоначальных испытательных полетов

В условиях полного диапазона режимов полета, включая полеты на высоте 15 километров при скоростной характеристике Маха 1.6/700 KCAS (Knots Calibrated Airspeed) и нагрузках до 9G, летчики-испытатели утверждают, что усовершенствования системы управления привели к практическому устранению крена на сверхзвуковых скоростях. Ранее эта проблема вызывала серьезные опасения у администрации программы и представителей Министерства обороны. Впрочем, крен [blockquote]превратился в несущественный фактор[/blockquote] — говорит Нельсон. Необходимо увеличить перегрузку до больших значений G чтобы просто обнаружить наличие сверхзвукового крена. Непроизвольный крен проявляется как вращение при угловой скорости менее 10 градусов в секунду. [blockquote]Мы ищем такие задачи, при которых это может оказывать существенное влияние, и пока не можем найти.[/blockquote]

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

One Reply to “Американский истребитель F-35 проверен в воздушном поединке против F-16 в рамках тактических учений”

Добавить комментарий