Оман хочет сократить добычу нефти для того, чтобы остановить падение цен и снизить перенасыщенность рынка сырьём — но он не будет предпринимать никаких действий, пока этого не сделает ОПЕК.
Многие слышали эту историю и раньше. Ни одна из 12 стран-членов ОПЕК не готова первой принять на себя удар по нефтяной отрасли, ожидая, что сокращать добычу начнёт кто-то другой, но не входящий в ОПЕК Оман уже не справляется с финансовыми последствиями.
Оману пришлось занять 1 миллиард долларов, чтобы компенсировать потери от низких цен на нефть. А потери большие, учитывая, что четыре пятых государственных доходов поступает от экспорта нефти и газа, а бюджет 2015 года рассчитывался из учёта цены на нефть 85 долларов за баррель.
В понедельник Оман заявил, что готов сократить добычу на 5-10 процентов, чтобы стабилизировать рынок, но всё зависит от решений ОПЕК.
Венесуэла, которая теряет миллиарды — давно критикуют политику ОПЕК, не способную ограничить производство. Томящемуся под санкциями Ирану нечего терять, поэтому он тоже призывает к сокращению производства. Но Саудовская Аравия – не слишком могущественный властелин ОПЕК – остаётся непреклонной.
В прошлом году одной из самых популярных фраз в королевстве была следующая: «Цены на нефть устанавливает Аллах».
Новое заявление Омана не имеет большого значения, тем более, что многие в последнее время говорили то же самое.
На своём ноябрьском заседании члены ОПЕК проголосовали за сохранение объёмов добычи нефти.
С тех пор изменилось одно: в минувшие выходные были сняты санкции с Ирана, а саудовцы и их сторонники частично надеялись, что их непреклонная позиция поможет повлиять на принятие решение не снимать санкции. Этого не случилось, и саудовцы лишились дополнительной возможности торговаться.
Теперь иранская нефть наводнит рынок. Не удивительно, что в понедельник Иран решил увеличить производство на 500 тысяч баррелей, и рынок сразу же отреагировал падением цены ниже 28 долларов за баррель.
В условиях появления на рынке дополнительной иранской нефти ОПЕК предсказал, что США и другие не входящие в ОПЕК производители сократят объёмы производства, чтобы повысить цены и компенсировать потери.
Часть игры, связанная с иранскими санкциями, закончилась, но все остальные проблемы остались. ОПЕК сказал своё слово. Теперь вопрос в том — у кого первого не выдержат нервы.