Пока Европа ищет альтернативных поставщиков, Россия занята поиском альтернативных покупателей. В 2019 года она запустила в Китай газопровод «Сила Сибири». Газовые месторождения, снабжающие газопровод, находятся в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и не подключены к европейским трубопроводам. Эти газопроводы будут использоваться не только для поставок в Китай, но также доставят газ Японии и другим азиатским странам, тем самым относительно снизив зависимость от европейских продаж газа. Следует отметить, что продажа газа в существенных объемах в Японию продолжается несмотря на западные санкции и неразрешенный статус Курильских островов. Любой российско-японский политический прорыв, учитывая непосредственную близость Японии и острую нужду страны в энергии, может открыть шлюзы для продаж газа.
Цена отрицания экономических реалий в Европе
В Европе резко выросли цены на топливо, при этом стоимость импортного газа в годовом исчислении увеличилась более чем втрое и в 2022 году составила около 400 миллиардов евро, что привело к росту цен на продукты питания, электроэнергию и теплоснабжение.
В 4 квартале 2022 года количество банкротств в ЕС выросло на 26,7%, особенно в секторах, более других чувствительных к ценам на топливо, например, в транспортной отрасли. В Германии общее число банкротств выросло на 19,5% в третьем квартале, что является максимальным с 2008 года, при этом ВВП сократился на 0,4% и как ожидается, число банкротств в 2023 году увеличится на 15% из-за рецессии в промышленности, пришедшейся на первую половину года.
По всей Европе растет инфляция почти на все виды товаров и услуг, а снизившийся в результате роста цен уровень жизни привел к протестам и забастовкам. Спад производства из-за этих забастовок, в свою очередь, приведет к снижению производства и повышению цен.
Целые сектора производства стали, цинка, алюминия и аммиака были остановлены, и ожидается, что за ними последуют и другие, некоторые из них остановятся навсегда. Это привело к тому, что сейчас начали называть «деиндустриализацией». Для экономии топлива государства-члены Евросоюза призвали европейцев не охлаждаться летом и не согреваться зимой, реже принимать душ и не засиживаться в ванной, а также больше времени проводить в темноте. Вероятность крупных политических беспорядков остается высокой, поскольку повышенная инфляция и не думает снижаться, а экономическая ситуация продолжает ухудшаться.
В Германии прошли массовые забастовки рабочих, выступавших за повышение зарплаты, чтобы она соответствовала выросшей стоимости жизни. Помимо роста цен, вызванного санкциями, закрытие некоторых немецких промышленных предприятий оказало на экономику дополнительное давление. Если облегчения не будет, протесты могут усилиться.
После того как более дешевое украинское зерно наводнило европейские рынки, европейские фермеры также начали протестовать против политики правительств своих стран. В ответ на это правительства Польши, Венгрии и Словакии запретили импорт украинского зерна.
Миграция в Европу из развивающихся стран достигла самого высокого с 2015 года уровня и может увеличиться еще больше, если поставки газа и газовой продукции будут продолжать блокировать.
Негативные последствия войны для экономики и инфляции оказали значительное давление на европейские валюты, особенно с учетом того, что товары, нефть и газ оцениваются в долларах. Это вносит дополнительный вклад в ухудшение ситуации в экономике и ведет к росту инфляции.
На глобальном юге
В тех странах, что ввели санкции против России, представители правительства заявляют, что весь мир считает вторжение России в Украину неспровоцированным и что мир объединился в стремлении наказать Россию санкциями. Но это верно только для стран, объединенных участием в блоке НАТО. Однако это видение не поддерживается 86% населения стран, не присоединившихся к санкциям.
Большинство этих стран отказались наложить на Россию санкции или даже осудить войну, которую они считают региональным конфликтом, который их не касается.
Вообще говоря, потоки российского трубопроводного газа нельзя перенаправить, тогда как экспорт сжиженного газа с Ближнего Востока, Африки и Азии можно отгружать куда угодно. В такой ситуации возможно, что Россия может предложить морковку в виде денег, современного оружия и политических уступок, чтобы побудить некоторых экспортеров сжиженного газа перенаправить суда из Европы и таким образом поддержать газ из российских трубопроводов.
Если такие разговоры и не ведутся в дипломатических кругах, это, безусловно, принимается во внимание, тем более что многие из этих стран желают уменьшить влияние США на свои внутренние и международные дела. Это еще одна причина, по которой США и Запад должны переосмыслить свою политику в отношении газа, СПГ и Европы.
Заключение
В этой статье изложены тяжелые и в основном бесповоротные экономические реалии, возникшие в результате российского вторжения в Украину и реакции на это Запада. Эти реалии не преодолеть политической волей. Только часть российских энергоносителей можно заменить в разумные сроки, и даже в этом случае это дорого обойдется для уровня жизни.
Соединенные Штаты пользуются только ограниченной международной поддержкой санкций против России. Попытки расширить поддержку путем прикручивания газового вентиля и выкручивание рук у Глобального Юга будут иметь значительные последствия для США и возможность для них формировать коалиции для достижения политических целей по каким-то другим вопросам. Также это окажет дополнительную поддержку инициативам по поиску альтернативы доллару США.
Политики должны сосредоточиться на поиске правдоподобного выхода из сложившейся ситуации. Соединенные Штаты, как главный попечитель Украины и главный противник России, имеют уникальную возможность проложить путь вперед. Нынешнее балансирование на грани войны, настойчивое стремление к полной победе и абсолютный отказ от переговоров со всех сторон — это путь в мрачное будущее.
В этом документе нет ответов на вопрос о том, как будет выглядеть политическое урегулирование, но представителям национальной безопасности США следует проявить большую срочность в этом вопросе. Даже если исключить перспективу катастрофической военной эскалации, необходимо учитывать неизбежный экономический факт зависимости Европы от российского газа.
Скотт Семмет, CATO Institute