В смысле войны на Украине Турция на стороне Запада или России? Ответ зависит от вашей точки зрения.
С одной стороны, Анкара оказывает Киеву военную и дипломатическую поддержку. Президент Эрдоган обещал никогда не признавать захват Россией украинской территории: ту же позицию он занял при присоединении Москвой Крыма в 2014 году. Турция сыграла решающую роль в обеспечении морского экспорта Украины, сначала через зерновую сделку при посредничестве ООН, а теперь благодаря коридору в ее территориальных водах.
С другой стороны, Турция никогда не присоединялась к Западу в его санкциях против России. Она стала крупнейшим покупателем российской сырой нефти, уступая в этом только Китаю и Индии. Также, тогда как большая часть Европы прекратила авиационное сообщение с Россией, аэропорт Стамбула остается пересадочным узлом для рейсов, вылетающих и прилетающих в крупные города России. Сейчас Эрдоган готовится принять 12 февраля Путина, несмотря на его статус президента-изгоя на Западе.
Такая политика балансирования прошла несколько этапов: иногда больше Турция склонялась в сторону Запада, иногда сближалась с Москвой. Недавно произошел поворот в сторону США и их союзников.
В конце января турецкий парламент наконец одобрил вступление Швеции в НАТО. Вопрос о членстве Швеции стал обменной фишкой для переговоров: Анкара требовала уступок как от Стокгольма, так и, что более важно, от администрации и Конгресса США.
Эрдоган, похоже, добился своего: перед парламентским голосованием Госдепартамент США одобрил сделку на 23 миллиарда долларов на продажу туркам сорока новых истребителей F-16. Ожидается, что Конгресс США, где к Эрдогану не испытывают любви ни демократы, ни республиканцы, одобрит передачу.
Хотя на поставку F-16 уйдут годы из-за отставания Lockheed Martin от сроков, эта сделка является поворотным политическим моментом. Турции нужны эти самолеты, поскольку она была исключена из программы производства истребителей F-35 в качестве наказания за покупку российских С-400.
Кроме того, Турция, похоже, готова соблюдать вторичные санкции в отношении России. После изданного Байденом в декабре указа, направленного на наказание иностранных компаний, помогающих Москве в военных действиях, турецкие банки разорвали связи со своими российскими коллегами.
В то же время Турция усиливает свое присутствие в Черном море. 11 января министр обороны Турции Яшар Гюлер открыл совместную военно-морскую операцию с Румынией и Болгарией, в рамках которой три страны развернут корабли разминирования, патрульные корабли а также вертолеты и беспилотники для очистки морских путей от шальных мин, которые создают проблемы с начала боевых действий на Украине.
Группа по противоминной борьбе на Черном море теоретически открыта для других членов НАТО, хотя Турция тщательно соблюдает соблюдение международных правил, которые запрещают военным кораблям из нечерноморских стран проходить в военное время через Босфор.
Хотя все эти события важны, они представляют собой скорее тактическую корректировку, чем стратегический пересмотр внешней политики Турции. Эрдоган и турецкие элиты не намерены покидать Россию.
Основой отношений Москвы и Анкары остается торговля энергоносителями. По расчетам информационного агентства Reuters, в ноябре турецкий импорт российской нефти достиг рекордного уровня — около 14 процентов всех морских отгрузок нефти Россией, и эти объемы в 2024-м могут увеличиться еще больше.
Благодаря своим нефтеперерабатывающим мощностям, Турция намерена утвердиться в качестве узла для экспорта нефти из России, в том числе в ЕС. Кроме того, Турция реэкспортирует из России и нефтепродукты (импорт этого вида продукции в 2023 году утроился).
Кроме нефти, Турция также прибретает все большую роль в отгрузках российского газа. Так как в конце этого года истекает срок действия транзитного соглашения Газпрома с Украиной, трубопровод Турецкий поток может стать для России единственным экспортным маршрутом в ЕС. Так что Турция может покупать российский газ у Газпрома, смешивать его с газом из других источников и перепродавать европейским странам. Владимир Путин ранее заявлял о разработке соглашения о газовом хабе в Турции.
Огромные прибыли, которые можно получать от торговли энергоносителями, гарантируют, что частичный сдвиг Турции в сторону Запада не окажет серьезного влияния на ее отношения с Россией. Москва нуждается в Эрдогане больше, чем когда-либо, так как тот предоставляет ей экономический спасательный круг. Также и Вашингтон, вместо вражды с Анкарой предпочитает сотрудничество. И Соединенные Штаты, и Россия научились уживаться с балансирующей Турцией.