Прошло два года с начала вторжения России на Украину, и сейчас пришло время изложить стратегическую ситуацию, как ее вижу я. В феврале 2022 года я утверждал, что Россия вторглась на Украину в первую очередь для увеличения своей стратегической глубины, а именно, России нужно было увеличить расстояние между Москвой и Западом, особенно НАТО.
У России не получилось использовать фактор внезапности нападения. Без сомнений, она опиралась на предположение о том, что угроза вторжения русских приведет к панике и хаосу.
Еще до вторжения, разведданные о возможностях России убедили США в том, что Россия собирается напасть. Угроза паники и хаоса в случае вторжения русских побудила американцев экстренно увеличить поставки оружия и создать узлы по совместному планированию с Киевом. Целью США было не допустить нападения России, что могло бы привести к поражению Украины и приближению России к натовским границам.
Сигнал о возможном вторжении России означал, что Россия не сможет использовать фактор внезапности и сокрушить Украину одним решающим ударом. Поэтому военным пришлось изменить планы, провести реструктуризацию сил и разработать логистику, способную обеспечить масштабное наземное наступление. Тогда в стане российских войск царил беспорядок, начались распри между группой Вагнера и российским генеральным штабом, что закончилось попыткой переворота. Кроме того, данные о скором вторжении позволили Украине успеть создать гибкую оборонительную стратегию а у США появилось время на поставку современных систем вооружений.
Два последних года дорого обошлись россиянам, но украинцам они обошлись еще дороже. Россия не показала чудес ведения войны или организации, но результаты были достаточными, чтобы довести конфликт до стадии, где приверженность США конфликту оказывается под вопросом, а с ней и стратегия, которая вынудила Россию вести такой тип войны, какого она не ожидала.
Если Россия захватит всю Украину, то фундаментальным вопросом войны станет следующий — каким будет ее следующий шаг? Путин дал понять, что считает Украину частью России, так же, как и некоторые другие страны этого региона.
США скорее всего пошлют больше оружия, но Россия зашла слишком далеко, чтобы ее могло остановить что-то кроме превосходящей силы. США сражались во Второй мировой и вели холодную войну, чтобы не допустить захват и контроль одной державой всей Европы, и разобщение Германии и России уже давно является фундаментальным принципом внешней политики США.
Война на Украине является продолжением последовательной внешней политики США, берущей начало еще в начале прошлого века. Но происходящее на Украине окажет влияние на остальную Европу. Вопрос теперь в том, вступят ли США (раньше или позже) в прямую конфронтацию с Россией.
Ситуация на континенте достигла точки, когда придется сделать выбор, а за любой выбор придется заплатить. Легко утверждать, что Украина не важна для США, но опять же, наши отцы и деды могли бы многому нас научить относительно подобных разговоров о Филиппинах или Северной Африке, которые для нас мало что значат. Они заплатили свою цену, и свою цену заплатили европейцы. Каким это будет сейчас?
Джордж Фридман — аналитик геополитики и международной политики, а также основатель и председатель журнала «Geopolitic Futures».