Будущий российский истребитель МиГ-41, самолет шестого поколения, должен быть способен развивать скорость в 4-5 Маха и обладать такими возможностями как предельная малозаметность, будет оснащен воздушно-реактивным двигателем, гиперзвуковым оружием, лазерами и летать в ближнем космосе.
Однако его разработка все еще остается в сфере предположений, а сам проект все еще в экспериментальной стадии.
Будущий проект МиГ-41 ожидают серьёзные конструкторские и технологические проблемы, например, способность переносить экстремальное нагревание, использование специальных материалов и особого вооружения. Учитывая то внимание, которое Россия уделяет своим существующим самолетам и финансовое напряжение из-за войны на Украине, вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем появление чего-то большего чем просто концепции.
Первый полет МиГ-41 должен состояться в 2025 году, если конструкторы и инженеры ОКБ Микояна добьются запланированного. Проект МиГ-41 имеет кодовое название ПАК ДП или «Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата».
На какой стадии находится МиГ-41?
Этот предлагаемый сверхскоростной перехватчик легко обеспечит превосходство в воздухе над другими истребителями, если верить его характеристикам. Но эта программа все еще находится в режиме экспериментов/исследований и разработок. В лучшем случае это будет демонстрация будущих технологий.
Производитель мало что публично комментировал. В 2018 году генеральный директор Микояна Илья Тарасенко заявил, что МиГ-41 вступает в «стадию экспериментального проектирования». Пока что МиГ-41 — это скорее болтовня, чем реальность.
У такой большой скорости свои недостатки
Для достижения такой высокой скорости планер и кабина потребуют особой конструкции. При полете со скоростью выше 4 МАХа на такой большой высоте самолету придется выдерживать невероятный нагрев. Если бы он мог приблизиться к характеристикам SR-71 Blackbird, то для сохранения летных характеристик ему требовалось бы постоянное техническое обслуживание. На скоростях от 4 до 5 МАХа истребителю потребуется специализированное вооружение, вероятно, гиперзвуковые ракеты. Неясно, будут ли это боеприпасы класса «воздух-воздух» или «воздух-поверхность».
Муки выбора дизайна
МиГ-41 может принять очертания американского SR-72 Darkstar (сын Blackbird) — сверхскоростного высотного самолета-разведчика нового поколения. Или же его могут создать на платформе МиГ-31. Но полная замена МиГ-31 к концу десятилетия, вероятно — это слишком оптимистично.
Не стоит верить шумихе
Трудно предсказать вариант того, как из одной лишь шумихи и пропаганды в ближайшем будущем возникнет МиГ-41. Россия уже погрязла в Су-57, которых было создано и принято на вооружение всего несколько единиц. Су-75 ищет международных партнеров или покупателей для финансирования своей будущей разработки. Российская авиакосмическая промышленная база слишком истощена, чтобы уделять МиГ-41 то внимание, которое необходимо машине такого уровня, чтобы она смогла пройти весь путь от задумки до серийного производства. Программа предполагает уровень технологического прогресса, который просто отсутствует.
Требования к топливу повлияют на дальность полета
На таких высоких скоростях МиГ-41 потребуется запастись значительным объемом топлива. Это потребует дозаправки в воздухе и ограничения дальности полета истребителя. Тепло от выхлопных газов также может усилить его радиолокационную заметность, не позволив быть таким скрытным, как декларирует Россия.
Где Россия найдет деньги?
Сейчас средств для финансирования машин уровня МиГ-41 нет. В мирное время еще можно было ожидать условий, где ВВС потратили бы кучу денег чтобы довести задумку до статуса прототипа. Даже при том что российское военное руководство утверждает, что программа не является «мифической», на самом деле это то самое слово, которое лучше всего на сегодняшний день описывает статус этого амбициозного проекта.
МиГ-41 придется решать многочисленные проблемы, связанные с нагревом, трением, радиолокационной сигнатурой, разработкой вооружения и технологий, которых еще не существует. Считайте это несбыточной мечтой российской авиации. Единственное, что у проекта есть на данный момент — это его творческая визуализация.