Подход Запада к выстраиванию государственности в кризисных регионах вызывает вопросы

Источник перевод для mixednews – josser

15.09.2011

Камбоджа, Сомали, Руанда, Гаити и, наконец, Афганистан – помощь обычно начинается с военной поддержки. В охваченных кризисом странах это сопровождается мероприятиями политического характера, например, обучением правоохранительных органов или содействием в проведении выборов. Это всё меры, которые предположительно должны способствовать большей демократии – по крайней мере, в теории.

Так называемое государственное строительство принимает многочисленные формы и обычно имеет отношение к обществам, пережившим войну. Его цель – стабилизация неустойчивого региона, а западные демократии служат примером для подражания.

Но как считает политолог из Гамбургского университета бундесвера Флориан Кюн, в большинстве случаев эти усилия дают сомнительные результаты. В отношении государственного строительства Кюн настроен весьма критически. Он называет инициируемые из-за рубежа искусственные меры «потёмкинскими деревнями».

Результаты исследований Кёна показали, к примеру, что Афганистан является типичным образцом связанных с этим сложностей. Предпринимаемые там меры напоминают пустые декорации, которые падут, когда Запад уйдёт из региона, заключает он.

Анализ, проведённый берлинским Фондом науки и политики (SWP), пришёл к аналогичным выводам. В Афганистане, правительственная и межведомственная деятельность осуществлялась методом проб и ошибок, что напоминало ловлю рыбы в мутной воде, говорится в анализе SWP.

Государственное строительство как эксперимент

Экспериментаторское рвение в государственном строительстве – это вопиющая непоследовательность западной политики в отношении арабского мира. На протяжении слишком долгого времени, указывает директор SWP Фолькнер Пертес, Запад держался за то, что казалось испытанном и надёжным, в данном случае – за арабских авторитарных правителей.

«Так обстояли дела в Египте и Тунисе, но также и в Саудовской Аравии или Сирии, и даже в Ливии», – говорит Пертес.

Подпись к изображению: Будет ли толк от обучения Германией полиции в Афганистане в долгосрочной перспективе?

Однако ветеранам политики вообще-то должно быть известно, что переоценка стабильности и безопасности всегда ведёт к политическому застою. По мнению Пертеса, Ливия тому превосходный пример.

«Считалось, что если кто-то находится у власти в течение 42 лет, то это устойчивая система, и существует возможность, что она изменится изнутри», – говорит он. «Когда она готова измениться изнутри, мы хотим обеспечить поддержку». Но система в Ливии была до такой степени запутана, что эти внутренние изменения потребовали военной помощи НАТО.

Сирия – не Ливия

В Сирии продолжаются выступления населения против режима. Но даже если сирийцы сумеют сбросить президента Башара аль-Асада, государственное строительство не будет подходящим инструментом для стабилизации страны, утверждает исследователь политических процессов Кюн.

«Если режим свергнут, а его институты занимают другие люди, то государство не исчезло» – поясняет Кюн. Это как раз то, что позволяет отличить Сирию от Ливии. В североафриканской стране государственные учреждения были крайне персонифицированы, по существу подогнаны под существующий до последнего времени правящий клан.

Подпись к изображению: По-прежнему неясно, какие структуры сменят Каддафи и его семью

«Поэтому может оказаться так, что эти многочисленные учреждения, если их не будут занимать родственники и люди Каддафи, как таковые больше вообще не будут существовать», – подводит итог Кюн.

Тем не менее, уточняет он, это не призыв к государственному строительству в Ливии. Политические инструменты стабилизации и развития находящегося в кризисе региона чрезвычайно сомнительны, пока чётко не определены цели мероприятий, как и их длительность, а также способы подтверждения их успешности. Вот почему демократия может экспортироваться в кризисные регионы мира только с огромными сложностями.

«Это идеал для западных народов, но на практике он не работает», – говорит Кюн.

Демократия из коробки конструктора – это заблуждение. Может ли оно быть неосознанным, потому что в своём идеале это действительно привлекательный, но в то же время несбыточный мираж? Согласно Кюну, это составная часть проблемы государственного строительства.

«Ни одна страна и не в состоянии приблизиться к этому архетипу», – говорит Кюн. – «Вот почему государственное строительство всегда горько разочаровывает, ведь оно никогда не приводит к желанному исходу и может потенциально занять целую вечность».

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий