Турция не проявила острой публичной реакции против Москвы, как во время российско-грузинского конфликта 2008 года, так и во время конфликта между Россией и Украиной в 2014 году.
В 2008 году Турция даже использовала свое право вето, чтобы блокировать отправку на Кавказ силами НАТО (в знак поддержки Грузии) самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения. Анкара также избегала санкций Запада в ответ на аннексию Крыма Москвой. Официальная реакция Турции на аннексию была мягкой, несмотря на близость страны с крымскими татарами. Анкара также сопротивлялась дополнительному присутствию НАТО в Черном море.
Все изменилось, когда отношения Анкары с Москвой взяли «крутое пике», после сбитого Турцией в ноябре прошлого года на сирийской границе российского военного самолета.
Решительная реакция России, включающая в себя экономические санкции против Турции и отказ от налаживания отношений через несколько месяцев после инцидента, подтолкнули турецкое правительство принять контрмеры. Они наиболее заметны в регионе Черного моря.
Напряженность в отношениях между Анкарой и Москвой стимулировала Турцию к новым вариантам сотрудничества в сфере безопасности с Грузией, и, особенно, с Украиной. Помимо взаимных визитов между Анкарой и Киевом, расцвет украинско-турецких отношений также расширил сотрудничество в сфере оборонной промышленности и подготовку к совместным военно-морским учениям в Черном море. Более того, в политике Турции по отношению к России в рамках НАТО появились признаки изменений.
Интересно, позволят ли подобные изменения создать «окно возможностей» для неких движений в замороженных отношениях между Турцией и Арменией?
Прежде чем ответить на этот вопрос, возможно, было бы полезно напомнить о текущем состоянии дел в отношениях между Турцией и Арменией.
После провала нескольких попыток нормализовать отношения в 2009 году, двум столицам, между которыми до сих пор отсутствуют дипломатические отношения, оказалось трудно перезапустить диалог. Огорченная провалом протоколов, подписанных для нормализации отношений, Армения не проявляла никакого энтузиазма в новых попытках, сконцентрировав свое внимание на 2015 году — столетию с момента убийства османами анатолийских армян.
Азербайджан, сыгравший важную роль в провале протоколов, увеличил инвестиции в Турцию через энергетическую политику и лоббистскую деятельность. Расширение турецко-азербайджанского сотрудничества укрепило позицию Анкары. Вдобавок, Турция также начала концентрировать внимание на контрмерах к столетней годовщине в 2015 году. Стало очевидным, что существенные изменения в отношениях между Турцией и Арменией могут произойти только после 2015 года.
Следует отметить, что годовщина геноцида в 2015 году не привела к дальнейшему ухудшению отношений между Турцией и Арменией. Но для перезапуска диалога двум столицам недостаточно оставить позади 2015 год. Более того, в активной внутренней и внешней политике Турции нормализация отношений с Арменией стоит в списке приоритетов.
Но могут ли изменения в отношениях между Турцией и Россией создать стимул для Анкары сделать шаг навстречу? Фактически, экономические отношения, кажется, только выиграли в этой ситуации, поскольку, по данным армянских источников, турецко-армянская торговля выросла в три раза за последние три месяца. (Да, мои дорогие русские друзья, скорее всего, вы до сих пор едите турецкие овощи.) Частная турецкая авиакомпания Atlas увеличила количество рейсов в Ереван, и, возможно, сейчас ведутся переговоры о содействии с авиакомпанией Turkish Airlines для увеличения количества пассажиров из Армении.
Более того, ведутся неофициальные переговоры об аккредитации турецкого посла из Тбилиси в Армению, или, по крайней мере, открытия пунктов пропуска на границе в определенные дни недели.
Могли ли эти неофициальные переговоры привести к ощутимым результатам? Вряд ли. Прежде всего, нынешняя напряженность в отношениях с Россией будет фактически препятствовать Турции сделать шаг в сторону Армении, так как это будет контрпродуктивным. Россия станет серьезным препятствием на пути любой нормализации. Во-вторых, Турция не решится на подобный шаг без благословения Баку, а это благословение, в свою очередь, не появится на горизонте без сдвига в конфликте между Арменией и Азербайджаном.
Единственным положительным эффектом от отсутствия каких-либо шагов на политической арене стало увеличение количества «неофициальной дипломатии» в рамках деятельности гражданского общества. Наиболее существенным фактором на фронте Турция-Армения в данный момент является тот факт, что оба правительства не препятствуют – а даже поощряют подобную дипломатию.
Ахахахахаха ..