Экономика России в настоящее время страдает от серьезного структурного кризиса. Создаваемой в стране добавленной стоимости недостаточно, особенно в области промышленного производства. Эта тенденция наблюдается с 2012 года, когда цены на нефть начали снижаться, и последовало падение российского рубля. Правительство России, осознавая эту проблему, пытается принять ответные меры по увеличению внутреннего производства. Таким образом, политика в сфере национальной промышленности направлена на развитие производства российской продукции, которое должно заменить импорт (импортозамещение) и, как следствие, увеличить объемы внутреннего производства (локализация производства).
Экономическая политика в любой стране, как правило, направлена на создание добавленной стоимости. В прошлом Россия добивалась этой цели с помощью разных подходов, но с переменным успехом.
Самым успешным примером политики локализации можно назвать продвижение отечественного производства в автомобильной промышленности. С начала 2000-х годов Россия предложила сниженные таможенные пошлины на автомобильную продукцию, ввозимую в Россию, при условии, что импортер переведет часть своего производства в Россию. Была оказана поддержка за счет подписания инвестиционных контрактов, предусматривающих определенные обязательства. Как правило, производитель берет на себя обязательство ежегодно увеличивать долю местной добавленной стоимости и производить определенное количество продукции, а правительство России, в свою очередь, получает нулевую пошлину на импортируемые компоненты, нужные для производства. Такие льготы применяются сегодня практически во всех областях автомобилестроения (автомобили, грузовики, запчасти для автомобилей). С момента вступления России в ВТО эта система льгот должна была себя исчерпать, так как постепенно таможенные барьеры для всех импортеров должны быть устранены. Кроме того, обвал российского рубля дестабилизировал всю систему стимулирования. В настоящий момент требуется новый баланс между интересами иностранных и российских производителей.
В сельскохозяйственном секторе правительством России был выбран иной подход. В ответ на экономические санкции, в основном США и Евросоюза, Россия ввела эмбарго и закрыла почти весь рынок пищевых продуктов, импортируемых из этих и других стран. В то же время, Россия приняла ряд масштабных мер касательно своего сельского хозяйства. Поддержка сельскохозяйственных производителей осуществляется в основном за счет финансовой помощи. В настоящее время сельское хозяйство и пищевая промышленность — одни из немногих секторов в российской экономике, растущих в период экономического кризиса.
Новый подход к импортозамещению, являющийся потенциально опасным для иностранных компаний, направлен непосредственно на иностранных участников рынка. Этот подход основан на «Законе о промышленной политике в Российской Федерации» (488-ФЗ), который вступил в силу 1 июля 2015 года. Данный закон отменяет принятые ранее принципы государственных закупок: в прошлом иностранные и отечественные товары могли конкурировать на равных условиях, в настоящее время предпочтение отдается отечественным товарам. Это влечет за собой далеко идущие последствия для иностранных участников рынка, которые не имеют производственных площадок в России.
Решение «Сделано в России»
Учитывая долю государственного сектора в российской экономике, происходящие изменения представляют серьёзную проблему для компаний, ориентированных на российский рынок. Единственным способом, который позволил бы свободно участвовать в тендере государственных закупок, а также предотвратить дискриминацию в общем конкурсе, — зарегистрировать свою продукцию как «отечественную».
Решение, о том, является ли продукт российским, принимается на основе таможенных законов и правил Евразийского экономического союза. Продукту присваивается сертификат российского происхождения, если он полностью изготовлен или в достаточной степени переработан в России. Достаточность обработки — абстрактная формулировка. Она может быть достигнута, когда первый из четырех знаков таможенной классификации кода импортируемого продукта изменяется после переработки этого товара в конечный продукт (формальный критерий), а также, если промышленная или техническая обработка продукта приводит к определенным процентам добавленной стоимости в готовом продукте.
И, наконец, возможность получения сертификата российского происхождения для продуктов с достаточной переработкой в России всегда определяется отдельно в каждом случае, в зависимости от конкретного продукта.
Перспективы, возможности развития
В рамках своих усилий по содействию отечественному производству, Россия приняла защищающий подход, направленный на ограничение импорта конкурентоспособных товаров иностранного происхождения. «Закон о промышленной политике в Российской Федерации» задает новое направление: ранее существовавший принцип равного отношения к отечественным и зарубежным товарам теперь заменен общей концепцией приоритетности отечественных товаров. Ожидается дальнейшее развитие отраслевых правил, основанных на уже установленных принципах, и расширение сфер их применения. В дальнейшем будут доработаны схемы предпочтений, от субсидий до налогов.
Доля рынка товаров иностранного производства будет сокращаться как в государственном, так и в частном секторах, даже если последний не подпадает под действие правил замещения импорта.