Явились ли психоделики причиной компьютерной революции

Источник перевод для mixednews – josser

«В смысле нашего видения Вселенной, или моего видения, восприятие может быть более могущественным, чем сама физика».

Это из интервью 2000 года Майка Линча — руководителя Autonomy inc. и первого миллиардера Британии в области программного обеспечения. Линч говорил о силе распознавания образов, притягательности мечты, посмертном переживании и тех, кто ставил научные опыты с ЛСД в 1960-х: всё это является формой изменения восприятия.

Сыграли ли психоделические вещества существенную роль в развитии персональных компьютеров? В 2009 году автор книги Райан Грим «Тайная история Америки под кайфом» написал для Huffington Post статью в ответ на публикацию письма 2007 года от изобретателя ЛСД Альберта Хоффмана руководителю Apple Стиву Джобсу с просьбой о финансировании исследований в области использования психоделиков.

Он выбрал Джобса потому, что как рассказал миру в 2005 году в своей книге репортёр New York Times Джон Марков, Джобс считает, что употребление ЛСД стало одним из двух или трёх самых важных поступков в его жизни.

С 1961 по 1965 год Международный Фонд перспективных исследований провёл более 350 человек через кислотный трип в исследовательских целях. Некоторые из них являлись важными фигурами в разработке вычислительной техники –  Дуг Энгельбарт, отец компьютерной мыши, позже возглавлявший проект по использованию компьютеров для расширения способностей человеческого мозга. Ещё Грим упомянул изобретателя виртуальной реальности Кевина Херберта, который также экспериментировал с кислотой, а современным эквивалентом того стремления к расширению сознания называет фестиваль Burning Man (чьими частыми гостями бывают основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж).

Есть что-то восхитительно ироничное в самой мысли о том, что те же самые американские компании, которые требуют от своих работников сдавать мочу на анализы, полагаются на машины, придуманные когда-то находившимися под кайфом хиппи. Но не всё так просто. Марков прослеживает два источника современной вычислительной техники. Первым является воплощённый в IBM по-военному чеканный, облачённый в строгие костюмы подход «больших железяк» с восточного побережья, который был так незабываемо разгромлен в рекламе Apple Mac во время Суперкубка по американскому футболу 1984 года (в телевизионном ролике на тему «1984» Оруэлла олицетворявшая Apple девушка разбивала экран с выступающим на нём «Большим братом»; прим. mixednews).

Второй – это эклектичное и иконоборческое смешение хакеров, хиппи и бунтарей с западного побережья, из чьих рядов вышло такое количество больших имён Силиконовой долины наших дней. Родившийся и выросший в области залива Сан-Франциско Марков, которому в 1967 году было 18 лет, отстаивает идею о том, что представление о персональном компьютере, как средстве расширения возможностей личности являлось исключительной заслугой западного побережья; восточное побережье не «добыло» ничего, кроме корпоративных технологий.

Здесь подлежит применению общий принцип: совпадение не означает причинности. Как говорит в той статье один из первых сотрудников компании Sun Джон Гилмор, которого Грим называет «хорошо известным психонавтом», очень сложно доказать, что использование веществ вело прямиком к персональным компьютерам. Шестидесятые были временем радикального переворота: война во Вьетнаме и призыв в армию, появление гормональных противозачаточных средств и движение за гражданские права – всё это внесло свой вклад в контркультуру. Имел ли к этому отношение секс, наркотики, рок-н-ролл – или научная фантастика?

В 1998 году один из отцов интернета Винт Серф сказал во время дискуссии о своём увлечении научной фантастикой: «Я думаю, что она к тому же упростила для меня размышление о вещах, ещё не вполне доступных, но потенциальную осуществимость которых я как раз мог себе представить».

Энни Готлиб в своей книге «Верите ли вы в волшебство? Возвращая шестидесятые обратно» приводит описание личных пробных переживаний множества опрошенных лиц и приходит к следующему выводу: «Любой наркотический опыт определяется наркотиком в намного меньшей степени, чем тем, что мы в него привносим сами». Кислоту пробовали многие. Стивом Джобсом стал только один.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий