Начальник штаба военно-морского флота Британии адмирал сэр Филип Джонс заявил, что ВМС сталкиваются с самым высоким уровнем активности военного флота России с момента окончания холодной войны, в то время как им самим приходится идти на «болезненные» сокращения.
Подпись к изображению: Фрегат британских ВМС «Кент» следит за действиями российской субмарины «Старый Оскол»
Это сообщение главы британского военного флота поступило в тот момент, когда корабли снова готовятся к выполнению задачи по сопровождению вдоль берегов Британии российского авианосца «Адмирал Кузнецов», возвращающегося с боевой службы в Сирии.
Впрочем, военно-морские источники сообщили, что нашумевшие перемещения надводных кораблей России вызывают гораздо меньшую озабоченность по сравнению с резким наращиванием активности российских подводных лодок в водах к северу от Шотландии. Британским фрегатам и подводным лодкам, поддерживаемых союзниками по НАТО, всё чаще приходится вести игру в кошки-мышки, пытаясь обнаружить и отследить перемещение российских субмарин.
Аналитики обеспокоены тем, что недавний всплеск активности российских подводных лодок, невиданный с конца 1980-х годов, сопровождается наращиванием усилий по выслеживанию британских кораблей, входящих в силы стратегического ядерного сдерживания и базирующихся на военно-морской базе Клайд (Фаслейн).
В новогоднем послании личному составу флота сэр Филип заявил: «В северной Европе и Балтийском море мы наблюдаем самый высокий уровень российской военно-морской активности с момента окончания холодной войны». В прошлом году командующий ВМС США в Европе предупреждал, что НАТО находится на пороге новой «битвы за Атлантику» с всё более совершенными российскими субмаринами.
Доктор Эндрю Фоксалл из аналитического центра «Общество Генри Джексона» заявил, что воды, разделяющие Гренландию, Исландию и Британию, которые некогда были важнейшим полем битвы холодной войны, сегодня снова оказались в центре тайного противостояния. Он также сказал: «Я не думаю, что рост обеспокоенности связан с увеличением количества кораблей, выполняющих боевые задачи в море. Все дело в информации, которую пытаются собирать российские подводные лодки». «Россия наращивает свое присутствие в Северной Атлантике в то же самое время, когда другие страны сворачивают свою активность».
Кроме того, по его словам, решение Британии о снятии с вооружения патрульного противолодочного самолета Nimrod и задержка с его заменой на Boeing P8 «сделали страну уязвимой перед операциями, которые проводят в настоящее время российские субмарины».
Сэр Филип Джонс также признал, что после объявления о сокращении объемов финансирования и личного состава Королевский Флот вынужден бороться с проблемами, связанными с бюджетом и нехваткой персонала и техники. Флот оказался перед бюджетной черной дырой в 500 миллионов фунтов стерлингов, а командованию приказано искать возможности дополнительной экономии средств.
В своем комментарии для «Navy News» он также сообщил, что силовые установки новых британских эсминцев Type 45, которые подлежат ремонту после ряда поломок, «оказались менее надежными, чем изначально предполагалось».
Фрегат и эсминец ВМС Британии находятся в состоянии готовности к выполнению задачи по сопровождению «Адмирала Кузнецова», когда он будет проходить мимо берегов Британии на обратном пути из Сирии. Этот устаревший авианосец в настоящее время находится в Средиземном море в сопровождении российского крейсера, двух эсминцев и танкера.