Гражданская война в Ливии достигла своего апогея в боях за нефтяные терминалы, и в этой битве командующий вооружёнными силами Ливии Халифа Хафтар одерживает победу. Такой поворот событий существенно скажется на будущем страны, особенно после недавних значительных изменений: Россия вступает в дипломатический контакт.
Битва началась на прошлой неделе, когда сконцентрированные в центральной части Ливии войска преодолели 160 км по пустыне, чтобы атаковать ливийские нефтяные порты, а именно — Эс-Сидр и расположенный рядом Рас-эль-Ануф. Эти терминалы связаны с крупнейшими нефтяными месторождениями, обрести контроль над которыми – значит обрести контроль над всей Ливией.
Войска называют себя «Бригадами обороны Бенгази». Экстремисты покинули Бенгази в прошлом году, когда большую часть города освободили Вооружённые силы Ливии (ВСЛ). В «бригады» входят связанные с Аль-Каидой люди, сотрудники охраны нефтяных объектов (была вытеснена из нефтяных портов ВСЛ в прошлом году), боевики из города Мисрата, и, как сообщают ВСЛ, наёмники из Чада.
Атака, тем не менее, прошла не по плану. Боевики подошли близко к портам, но захватить их не удалось. Оба порта защищают ВСЛ, и вместо безжалостного нападения боевики заняли жилые районы и опустевшие общежития для рабочих, располагающиеся рядом с портами.
В этом видится стратегический просчёт, так как ВСЛ неохотно ведут огонь в пределах портов, чтобы не повредить их инфраструктуру, а вот судьба заброшенных жилых зданий их мало беспокоит, и они могут начать бомбардировку.
Контратака ВСЛ началась, и в скором времени боевики будут уничтожены. Будет восстановлено прежнее соотношение сил, и перевес останется за Хафтаром.
На этом этапе Россия вступает в игру. В Москве понимают, на чьей стороне сила, и об этом говорит посещение Хафтаром авианосца «Адмирал Кузнецов», который покинул Ливию в январе. Хафтара, получившего звание фельдмаршала за захват нефтяных портов в сентябре, встречали с почётным караулом, он общался с командованием и разговаривал по средствам связи с министром обороны РФ Сергеем Шойгу.
Оставаясь в стороне от запутанной гражданской войны, продолжающейся уже третий год, Россия решила занять место Америки, освободившееся после избрания Дональда Трампа президентом. Во времена Обамы США поддерживали ливийское правительство национального единства в Триполи (противник Хафтара) и представителей организации «Братья-мусульмане» в этом правительстве. Администрация Трампа настроена по-другому и прекратила эту поддержку.
Россия взяла на себя роль основного посредника. На прошлой неделе глава созданного не без помощи ООН правительства национального единства Фаиз Сарадж был приглашён на переговоры в Москву. Слово «вызван» в этом случае даже более уместно, так как Россия наравне с Великобританией и Италией заявила, что в объединённом ливийском правительстве Хафтар должен занимать ведущие позиции.
Хафтар стал ключевой фигурой в Ливии после успешного захвата важных нефтяных портов и освобождения Бенгази (второй по величине город в стране) от террористов, которые принесли немало горя населению. Бескомпромиссная борьба с терроризмом способствовала росту популярности Хафтара среди ливийцев.
Спецподразделения Франции помогали Хафтару, а Египет выступил в качестве основного союзника. Посол Великобритании Питер Миллетт начал челночную дипломатию, посещая Триполи, Мисрату, а вскоре и восточную часть Ливии, предлагая противникам Хафтара осознать стратегические перспективы.
При этом Россия не желает давать Хафтару полную свободу действий, да и сам фельдмаршал этого бы не хотел. Россия проводит системную работу с обоими ключевыми центрами власти в Ливии.
В публичных заявлениях Хафтар говорит, что намерен восстановить силу закона в Ливии и избавить страну от боевиков и вооружённых бандитов.
Правительству национального единства не удалось установить контроль над собственной столицей и заполучить доверие ливийцев.
Россия оценила перспективы. Она уже помогла Башару Асаду утвердиться в Сирии, а теперь собирается осуществить нечто подобное и в Ливии.
Разговоры о разладе между США и Россией преждевременны, это отмечают и в Москве, и в Вашингтоне. Россия предложила сотрудничество администрации Трампа в урегулировании обстановки в Ливии, и США могут пойти навстречу. Если Хафтару удастся избавиться от террористов и стабилизировать ситуацию, обеим державам это придётся по душе.