Встреча между этими двумя мужчинами, которые управляют нефтяными империями России и Саудовской Аравии, красноречиво свидетельствует о новых отношениях между двумя энергетическими сверхдержавами.
Впервые глава российской госкорпорации Роснефть Игорь Сечин и руководитель компании Saudi Aramco Амин Насер провели официальную, заранее запланированную встречу. Она кардинальным образом отличалась от тех многочисленных случаев, когда они просто сталкивались друг с другом на разливных «нефтяных» мероприятиях по всему миру.
По словам двух источников, знакомых с содержанием переговоров в саудовском городе Дархан на прошлой неделе, их беседа существенно расширила перспективы сотрудничества. Топ-менеджеры обсудили возможные пути взаимодействия в Азии, в частности, в Индонезии и Индии, а также на других рынках.
Источники не сообщили иных подробностей, но любое сотрудничество в Азии между Россией и Саудовской Аравией, двумя крупнейшими в мире экспортерами нефти, было бы беспрецедентным явлением.
Саудовский государственный нефтяной гигант Aramco подтвердил факт самой встречи, но отказался сообщить детали переговоров за закрытыми дверями, которые состоялись в тот же день, когда флагман ОПЕК Саудовская Аравия и крупнейший в мире независимый производитель Россия возглавили глобальный пакт, направленный на пролонгацию соглашения о сокращении добычи сырой нефти. Кремлевский нефтяной гигант, корпорация Роснефть, также отказалась от комментариев.
Встреча, в ходе которой, по словам источников, Нассер провел для Сечина экскурсию по штаб-квартире Saudi Aramco, позволяет судить о неожиданном и быстро развивающемся сотрудничестве. За ним будут внимательно следить крупнейшие потребители нефти по всему миру, которые в течение долгого времени извлекали огромные преимущества из ожесточенного соперничества двух крупнейших поставщиков, заключая наиболее выгодные сделки.
Такая «разрядка напряженности» между Москвой и Эр-Риядом в прошлом была бы просто немыслимой. Еще год между двумя сторонами практически отсутствовал какой-либо диалог, даже на фоне резкого скачка объемов добычи в американской сланцевой индустрии, который привел к обвалу мировых цен на нефть с середины 2014 года. Сечин был категорически против того, чтобы Россия сокращала добычу в тандеме с ОПЕК.
В разгар их «раскаленного добела» соперничества в Азии, Роснефть опередила Aramco, купив в прошлом году индийскую нефтеперерабатывающую компанию Essar, тем самым значительно увеличив свою долю на самом быстрорастущем в мире рынке топлива.
Однако, несколько месяцев спустя, Москва и Эр-Рияд стали главными инициаторами и действующими лицами соглашения о сокращении добычи, согласованного в декабре и пролонгированного на прошлой неделе, и даже приступили к обсуждению возможного сотрудничества на основных азиатских рынках.
«Это новая ось любви», – заявил высокопоставленный чиновник из одной из стран Персидского залива. Во вторник Путин приветствовал заместителя наследного принца Саудовской Аравии Мухаммада ибн Салмана Аль Сауда в Кремле, и оба они заявили, что будут углублять сотрудничество в нефтяной сфере, одновременно работая над сужением своих разногласий по Сирии, где Москва и Эр-Рияд поддерживают противоборствующие стороны в гражданской войне.
«Самое главное состоит в том, что нам удалось создать прочную основу для стабилизации нефтяных рынков и цен на энергоносители», – заявил принц Мухаммад. Путин же отметил, что страны будут сотрудничать, чтобы урегулировать «сложную ситуацию».
Первая попытка сотрудничества между двумя странами с треском провалилась, когда обе страны оказались не готовы договориться о совместных действиях на заседании ОПЕК в декабре 2014 года, шесть месяцев спустя после того как цены на нефть начали стремительное падение с отметки выше 100 долларов за баррель.
Чтобы добавить к ущербу оскорбление, Сечин тогда пообещал, что Россия будет наращивать темпы добычи, даже если цены упадут до 20 долларов за баррель. Тогдашний саудовский министр нефти Али аль-Наими ответил заявлением о том, что российская нефтяная индустрия рухнет под давлением низких цен. Впрочем, это его предсказание впоследствии не подтвердилось.
Однако, с тех пор многое изменилось, как в политике, так и в экономике. Очевидно, что что это «немыслимое» партнерство между Москвой и Эр-Риядом продиктовано необходимостью. Когда цены на нефть рухнули, обе экономики столкнулись со значительным дефицитом бюджета после многих лет масштабных госрасходов, и только теперь они медленно начали восстанавливаться. В то время как Россия приближается к президентским выборам в начале 2018 года, а принц Мухаммад обещал реформировать экономику своей страны и сделать Aramco публичной компанией, обе страны не могут позволить себе еще один ценовой шок на рынке нефти.
Смещение со своего поста ветерана-министра аль-Наими и его замена более прагматичным Халидом аль-Фалихом в прошлом году, также, судя по всему, способствовала налаживанию отношений, причем посредником в диалоге выступал новый генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо.
«Если министр Фалих что-то говорит, я уверен, что это будет сделано», – заявил на прошлой неделе российский министр энергетики Александр Новак в Вене, после того как Россия и ОПЕК договорились о продлении срока действия соглашения по сокращению добычи нефти.
Новак рассчитывает организовать для Фалиха поездку по российской Арктике, после того как сам побывал в штаб-квартире Aramco в пустыне Руб-Эль-Хали в прошлом октябре. «В прошлом году министр Фалих принимал нас в пустыне, а теперь мы хотим показать ему нашу ледяную пустыню», – пошутил Новак на прошлой неделе.
Баркиндо заявил агентству Reuters: «Саудовская Аравия и Россия являются главными инициаторами Декларации о сотрудничестве между странами ОПЕК и независимыми производителями, которая открыла новую главу в истории мировой нефтедобычи».
Во вторник Новак и Фалих повторили в Москве, что сделают «все от них зависящее» для стабилизации нефтяных рынков, позаимствовав знаменитую фразу, которую использовал президент Европейского центрального банка Марио Драги пять лет назад, чтобы защитить единую европейскую валюту.
Они также обсудили перспективы независимых производителей, включая сланцевую отрасль США, которая в течение последнего года возобновила рост, поскольку частные американские производители сократили издержки и адаптировались к новым ценам.
Американская нефть в настоящее время экспортируется по всему миру и шансы частных производителей, согласившихся сотрудничать с ОПЕК, являются минимальными из-за жесткого антимонопольного законодательства США.
«Как Россия, так и страны Персидского залива заинтересованы в какой-то стабилизации цен на нефть, и они надеются, что достигнут этой цели не прибегая к масштабному сокращению добычи, как им пришлось поступить еще в 80-е годы», – заявил Пол Саймонс, бывший американский дипломат, в настоящее время занимающий пост заместителя директора Международного энергетического агентства.
Саудовская Аравия и Россия заявляют, что они сохранят свое партнерство на долгие годы после окончания срока действия нынешнего соглашения о сокращении добычи. «Необходимо разработать новые рамочные принципы долгосрочного сотрудничества между ОПЕК и независимыми производителями, даже после истечения срока действия венского соглашения», – сказал Новак в среду. Фалих, в свою очередь, завершил свою речь, поблагодарив Новака по-русски: «спасибо».