Как изменятся методы борьбы США с ДАИШ после освобождения Эр-Ракки?

Последние бастионы так называемого халифата ДАИШ в Ираке и в Сирии – города Мосул и Эр-Ракка – могут быть освобождены в течение нескольких месяцев. Но и после этого они будут представлять опасность, и, в некоторых отношениях, освобождение Эр-Ракки усложнит бушующий в регионе конфликт.

ScreenHunter_666 Jun. 20 20.53

Как изменятся методы борьбы США с ДАИШ после освобождения Эр-Ракки?

ДАИШ уходит в подполье

Военные аналитики уже предупреждали о том, что после уничтожения ДАИШ как территории под управлением террористов вооружённые атаки со стороны боевиков не прекратятся. Лидеры террористической организации годами действовали в подполье, и они могут вернуться к проведению тайных террористических операций. Даже будучи отброшенными назад после столкновений с иракскими, курдскими и другими формированиями, поддерживаемыми ВВС коалиции, ДАИШ демонстрирует способность параллельно организовывать теракты в Багдаде и в Дамаске, а также в соседних странах. Подобная ситуация продолжится и может усугубиться.

После освобождения Эр-Ракки ДАИШ сможет рассчитывать на тайную инфраструктуру, возможно, уже организованную, и на местных суннитов, более или менее сочувствующих боевикам – это будет зависеть от решений и действий властей, которые придут на смену ДАИШ. Это случится, так как с освобождением Мосула и Эр-Ракки противостояние шиитов и суннитов из-за религиозных разногласий не завершится. В Сирии недовольство правительством Башара Асада, в котором преобладают алавиты, стало движущим фактором суннитского восстания 2011 года. В Ираке изоляция со стороны правительства, которой подвергались сунниты, закончилась военным кризисом, позволившим ДАИШ провести в стране наступление в 2014 году. США не поддержали разделение Ирака или Сирии, но конфликты раскололи страны на части.

Новая география бесплодных земель

Вскоре США предстоит иметь дело с новыми границами и странами. Оставшиеся политические силы на территории, включающей Дамаск и Западную Сирию, в основном состоят из суннитов, будут экономически жизнеспособны (при поддержке Ирана и России), и Россия, скорее всего, будет их защищать. Аналогично, правительство в Багдаде и Южном Ираке, в котором доминируют шииты, может использовать доходы страны от продажи нефти. Курдские территории на севере Ирака и анклавы в Сирии могут продолжить существование в виде автономий.

Но соседние суннитские территории на востоке Сирии и на западе Ирака испытывают недостаток в  экономических ресурсах и в органах власти за исключением иракских баасистов, бывшей политической машины Саддама Хусейна. Некоторые командиры и члены партии присоединились к ДАИШ. Бедная и плохо управляемая суннитская территория может превратиться в бесплодные земли и стать постоянным источником нестабильности.

Новая политика, новые лидеры

В связи с этим появляется вопрос: кто будет управлять бывшей территорией ДАИШ? Ирак может установить свой контроль над Мосулом и его окрестностями, но если возвращение правительства обернётся расправами и шиитскими репрессиями, сунниты начнут сопротивление. США не удалось достичь больших успехов в убеждении Багдада внимательнее относиться к суннитскому меньшинству, но влияние Вашингтона зависит от нужды Ирака в американской военной поддержке. После освобождения Мосула влияние Америки снизится, особенно если вновь США резко сократят поддержку и помощь. Багдад ещё может рассчитывать на поддержку со стороны Ирана, хотя эта страна соперничает с Саудовской Аравией за господство в регионе, что усугубляет раскол суннитов и шиитов.

Вряд ли штурм Эр-Ракки при поддержке США закончится передачей города под контроль режима Асада (хотя сирийские силы, которые поддерживает Россия, могут в последний момент вступить в сражение, чтобы разделить победу). К силам, окружающим Эр-Ракку, относятся курдские и арабские бойцы. Последние могут обосноваться в городе, но не ясно, каким опытом управления они обладают, а также им придётся столкнуться со сложной с точки зрения безопасности ситуацией и с недоверием жителей. Какова будет роль США в дальнейшей судьбе города и, что  особенно важно, как Америка будет помогать властям продолжать борьбу с террористами? Главным вкладом США в решение конфликта на земле стала работа авиации, но то, что оказалось эффективным в борьбе с окопавшимися силами, защищающими территорию, в ходе новой фазы конфликта будет бесполезным.

Курдские бойцы в Ираке и Сирии при поддержке США относятся к самым эффективным наземным силам, ведущим борьбу с ДАИШ. В то время как курды воюют с ДАИШ, Америка оберегает их от агрессии Турции, которая не согласна с тем, что курдские образования необходимы для разрушения ДАИШ. С уничтожением ДАИШ Америке придётся сдерживать конфликт между курдами и турками. При этом опасения Турции не лишены оснований. Когда ДАИШ прекратит существование, некоторые курдские бойцы могут отправиться поддерживать курдов в Турции. Сможет ли Вашингтон предотвратить объединение курдов из Сирии с курдскими сепаратистами в Турции? Как отреагируют США, если турецкая армия проявит военную агрессию по отношению к курдам? Или в случае, если Багдад решит восстановить свой контроль над курдскими территориями в Ираке?

Остальной регион

И что произойдёт с другими фронтами? Неся потери в Ираке и в Сирии, ДАИШ создала в других странах от Северной Африки до Афганистана территории, подконтрольные группам своих союзников. Америка уже атаковала позиции ДАИШ за пределами Сирии и Ирака. Будут ли относиться к этой кампании с таким же вниманием после освобождения Эр-Ракки? Окажется ли ведение кампании рациональным с учётом огромных территорий и ограниченного использования ресурсов разведки, поддержки с воздуха и местного базирования сил США?

Вне зависимости от того, что случится в Сирии, Аль-Каида и её отделения по всему миру остаются угрозой. Хотя сторонники Аль-Каиды в Сирии изменили название и объявили о прекращении связи с Аль-Каидой, в США рассматривают эту группу как часть террористической организации. Операция по борьбе с ней продолжится.

По мнению некоторых наблюдателей, освобождение Эр-Ракки предоставит Америке возможность уменьшить своё военное вмешательство, особенно если настроенные против Асада организации продолжат распадаться на многочисленные соперничающие друг с другом фракции. Другие настаивают, что США должны продолжить поддержку тех, кто борется с Асадом и его иранскими союзниками. Это в большей степени соответствует решению Администрации Трампа атаковать позиции сирийского правительства после использования им химического оружия, открытой агрессии по отношению к Ирану и возобновлению тесных связей с Саудовской Аравией. Тем не менее, долгосрочная стратегия Вашингтона в Сирии ещё не определена.

Конечное освобождение Эр-Ракки (при условии, что до этого момента политическая и военная обстановка не изменится) потребует всестороннего пересмотра политики США в отношении Сирии. Политикам уже сейчас необходимо искать ответы на возникающие в связи с этим вопросы.

Брайан Дженкинс, старший советник президента стратегического исследовательского центра RAND Corporation, автор книг и статей, посвящённых теме терроризма

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий