Недавно российские государственные СМИ сообщили, что Москва готова развернуть в Тихоокеанском регионе беспилотные подводные аппараты «Посейдон», способные нести ядерное оружие, как элемент своей многоцелевой океанической системы сдерживания. Учитывая плохое состояние отношений между Кремлем и Соединенными Штатами, американская сверхдержава, очевидно, является главной мишенью для нового российского оружия. Однако, по мнению некоторых экспертов, развертывание «Посейдона» может в конечном итоге стать проблемой и для Китая.
Русские привыкли с большой помпой презентовать свои «сверхсовременные» вооружения и военную технику. Однако, военные аналитики расходятся во мнении относительно того, представляет ли новая торпеда-дрон реальную ассиметричную угрозу американским военным активам в западной части Тихого океана и других регионах.
Российский президент Владимир Путин обнародовал создание «Посейдона» в марте прошлого года. Говорят, что этот беспилотный подводный аппарат может нести двухмегатонную ядерную боеголовку и способен уничтожать авианосцы и объекты инфраструктуры противника.
Подводный аппарат, предположительно, может двигаться с очень высокой скоростью, а рабочая глубина составляет до 1000 метров, что крайне затрудняет его перехват. Согласно сообщению информационного агентства ТАСС, система в настоящее время проходит подводные испытания, а затем две подводные лодки, носители БПА «Посейдон», будут включены в состав Тихоокеанского флота России, и еще две, как ожидается, войдут в состав Северного флота. Каждая из таких лодок-носителей будет иметь на борту до восьми стратегических дронов-торпед.
Стратегическое значение
Александр Савельев, главный научный сотрудник московского Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова, скептически относится к идее о том, что «Посейдон» может иметь стратегическое значение. «Совершенно очевидно, что эта система не является оружием первого удара. Она не в состоянии разрушить укрепленную стратегическую инфраструктуру, такую как командные пункты, шахты межконтинентальных баллистических ракет и тому подобное», – сказал эксперт в интервью изданию Asia Times.
Российский ученый, который входил в состав советской делегации на переговорах с Соединенными Штатами по СНВ-1 в конце холодной войны, заявил, что новая торпеда практически ничего не добавит к российскому потенциалу ответного удара. По его словам, существующие стратегические силы МБР, подводные лодки и тяжелые бомбардировщики, в случае реализации наихудшего сценария, уже сегодня способны поразить территорию потенциального агрессора десятками, если не сотнями ядерных боеголовок.
И все же, предупредил он, первое применение ядерного беспилотного подводного аппарата «Посейдон», против, например, американского авианосца, будет означать начало ядерной конфронтации между США и Россией. Окончательным результатом этого конфликта будет полное уничтожение обеих сторон, и, вполне вероятно, всей планеты.
Лайл Голдстайн, доцент кафедры стратегических исследований Военно-морского колледжа в Ньюпорте, пришел к такому же выводу. «Эта система представляет серьезную угрозу для вооруженных сил США, Японии и других союзников, но ее стратегическое значение не следует преувеличивать», – сказал он.
Неиспытанная система
Голдстайн отметил, что БПА «Посейдон» пока не подвергался испытаниям, которые могли бы дать США или их союзникам необходимую для оценки информацию, поэтому остаются сомнения относительно реальных возможностей нового российского оружия. Кроме того, обращение с таким оружием – весьма непростая задача. «Представляется очевидным, что эксплуатация беспилотного аппарата с ядерным двигателем, особенно если он оснащен ядерной боеголовкой, сопряжена с серьезными рисками. Поэтому многие считают, что Россия не пойдет дальше планов и разговоров», – считает ученый.
По его мнению, «оружие Судного Дня», такое как этот подводный аппарат, может довольно легко поддаваться сдерживанию с помощью других видов вооружений, например, огромного арсенала американских ракет подводного базирования, включая ядерные. Голдстайн настаивает на том, что любые крупные акции против 7-го флота США могут завершиться полным уничтожением российского флота и объектов в Тихом океане. Американский ученый не считает развертывание «Посейдона» значительным событием.
«Насколько я понимаю, система была разработана прежде всего в качестве инструмента для решения проблемы противоракетной обороны», – отметил он, имея в виду колоссальный противоракетный щит США.
Алексей Муравьев, доцент кафедры национальной безопасности и стратегических исследований Университета Кертина в австралийском городе Перте, придерживается несколько иного мнения о возможностях российского подводного беспилотника и его возможной стратегической ценности. «Система «Посейдон» предназначена прежде всего для поражения ключевых прибрежных целей, таких как военно-морские базы, а также авианосных групп, – пояснил он. – После полного ввода в эксплуатацию она создаст весьма серьезную угрозу для основных баз и иных активов 7-го и 3-го флотов, а также в целом для тихоокеанского побережья Соединенных Штатов.
Муравьев утверждает, что в случае открытой военной конфронтации с США, российский военно-морской флот, вполне вероятно, сделает удар по основным военно-морским базам, таким как Сан-Диего, Перл-Харбор или Йокосука своей первоочередной задачей, особенно в том случае, если на момент атаки там будут размещены ключевые военно-морские активы, такие как авианосцы, большие десантные корабли, ракетные крейсеры и эсминцы. В связи с этим, применение торпед «Посейдон» против важнейших военно-морских активов, позволило бы, по его словам, «достичь стратегических результатов одним массированным ударом».
Китай также не застрахован
Если Соединенные Штаты обеспокоены перспективой появления «Посейдонов» в западной части Тихого океана, Китай, возможно, тоже не будет особенно рад этому. Ведь в Пекине понимают, что такое оружие может быть направлено в любую сторону.
«Исходя исключительно из объективных возможностей, у Китая, разумеется, есть основания для беспокойства по поводу нового беспилотного подводного аппарата, созданного Россией», – сказал научный сотрудник Школы международных исследований имени С. Раджаратнама при технологическом университете Наньян в Сингапуре Коллин Кох. Однако, отношения между Китаем и Россией сейчас находятся в хорошем состоянии, поэтому «китайцы, вероятно, не станут рассматривать появление «Посейдонов» в Тихом океане как непосредственную угрозу», отметил он.
В то же время, по словам Коха, Китай и Россия должны рассматриваться как «ситуационные партнеры», а не как настоящий долгосрочный альянс. «Если структура будущих американо-российских отношений изменится к лучшему, это будет означать повышенный риск для Пекина», – отметил эксперт.
«В долгосрочной перспективе Китай может обнаружить, что Россия становится вторым фронтом военно-морской угрозы, наряду с Соединенными Штатами. По крайней мере, российский «Посейдон» несомненно подтолкнет Пекин к ускорению исследований и разработок в рамках аналогичных программ», – сказал сингапурский аналитик.
В любом случае, заявил Коллин Кох, китайцы в последнее время вложили много ресурсов в разработку искусственного интеллекта, робототехники и беспилотных систем, поэтому создание торпеды, аналогичной БПА «Посейдон» в Китае является вполне возможным.
Новая гонка вооружений
С точки зрения Савельева и Голдстайна, проект «Посейдон не способен изменить баланс сил в стратегическом соперничестве между двумя крупнейшими ядерными державами, но его развитие будет иметь очевидный эффект в связи с обострением проблемы нераспространения ядерного оружия.
Российский эксперт заявил, что распространение подобного оружия откроет путь к новой ядерной гонке, а также добавит к ней еще одно измерение. «Эта система явно подпадает под категорию стратегических вооружений, но на нее не распространяется ни одно из существующих соглашений по контролю над вооружениями, таких как договор СНВ-3, подписанный в 2010 году, – предполагает он. – Развертывание «Посейдонов» создаст серьезные трудности для возможных будущих попыток контроля над вооружениями в таких аспектах как разграничение и верификация, что приведет на практике к ослаблению этого договора и ослаблению перспектив его продления после 2021 года».
Голдстайн в свою очередь подчеркнул, что более важным является вопрос о том, как подобные беспилотные системы большой дальности могут изменить весь ландшафт подводной войны. В этой связи он отметил, что, согласно имеющимся данным, Китай также ведет интенсивную работу по созданию «роботизированных подводных лодок». С его точки зрения, это является серьезной угрозой, поскольку «Соединенные Штаты могут столкнуться с опасной перспективой новой подводной гонки вооружений, в центре которой будет использование искусственного интеллекта».