Инициатива «Один пояс, один путь», которую иногда также называют «Новый Шелковый путь», является знаковым внешнеполитическим проектом Пекина, направленным на создание надежной и разветвленной инфраструктуры, которая свяжет Китай с ключевыми центрами экономической активности во всем мире.
Несмотря на то, что Коммунистическая партия Китая наверняка не согласилась бы с такой характеристикой, упомянутая инициатива представляет собой также геополитическую стратегию – в основе которой лежат соображения энергетической безопасности и доступа к природным ресурсам – слегка замаскированную под экономическую политику.
Все дискуссии экспертов и аналитиков, связанные с реализацией инициативы ОПОП, сконцентрированы в основном на экономических и энергетических проблемах, в то время как угрозы в сфере безопасности до сих пор не получили должного внимания. Тем временем, значительная часть инфраструктурных объектов проходит по территории так называемых «недееспособных» государств, охваченных хаосом, и никем не управляемым пространствам в самых нестабильных частях планеты.
Кроме того, в последнее время рост антикитайских настроений в некоторых частях Центральной Азии и Африки привел к усилению угроз терроризма и саботажа, направленных на подрыв растущего присутствия Китая в этих регионах.
Важно отметить, что ни один из стратегических факторов, будь то экономические, энергетические или факторы международной безопасности, не существует в вакууме. Напротив, все они тесно связаны и взаимно усиливают друг друга. Например, одним из ключевых условий обеспечения устойчивого внутреннего экономического роста является энергетическая безопасность.
Ни одна отрасль индустрии не может работать без достаточного количества энергии. То же самое относится и к изменению геополитической структуры на евразийском континенте, которое в конечном итоге потребует некоторой демонстрации современного военного потенциала. В свою очередь, современные вооруженные силы не могут быть созданы без денег и энергии. Аналогичным образом, стабильная геополитическая обстановка и международная безопасность жизненно важны для Пекина с точки зрения непрерывного развития инициативы «Один пояс, один путь», преследующей две первые цели – экономическую выгоду и доступ к энергоресурсам.
Это простое уравнение: чем больше у вас интересов за границей, тем более масштабные усилия требуются для их защиты. Это означает, что во многих странах, где работают китайские компании, существуют серьезные проблемы внутренней безопасности, которые Пекин должен принимать во внимание, включая политические волнения, рост антикитайских настроений, а также последствия терроризма и организованной преступности. Множество террористических, повстанческих и преступных организаций продолжают действовать во всех регионах и странах, которые являются важными узлами инициативы «Один пояс, один путь».
Например, в Центральной Азии присутствуют несколько крупных и хорошо вооруженных террористических группировок, в том числе Исламское движение Узбекистана, Джаммат Ансарулла и Союз исламского джихада. В 2016 году китайское посольство в столице Кыргызстана Бишкеке подверглось нападению со стороны членов так называемой Исламской партии Туркестана – транснациональной террористической организации, которая рассматривает Китай в качестве одной из основных мишеней, из-за притеснения мусульманских меньшинств в стране. За последние годы многие граждане Китая были убиты в результате террористических актов в Таиланде, Пакистане, Мали и в других странах.
Большая часть инфраструктурных объектов находится под охраной частных китайских компаний. Многим из этих охранных компаний не хватает подготовки и опыта действий в реальной обстановке вооруженных столкновений. В результате Китай вынужден все больше расширять военное присутствие за рубежом для обеспечения своих интересов, а это, в свою очередь, может угрожать суверенитету принимающих или соседних стран.
Такой проект как инициатива «Один пояс, один путь» предоставляет террористам множество легких мишеней для атаки, включая знаковые инфраструктурные объекты, каковыми являются транспортные магистрали. Обширные трубопроводные сети, которые строятся в настоящее во многих странах, трудно защищать в силу их огромной протяженности, а атаки на энергетическую инфраструктуру могут оказаться крайне особенно разрушительными.
Кроме того, китайская инициатива может спровоцировать бурный рост преступной деятельности, поскольку незаконная контрабанда и торговля людьми часто связаны с подпольными торговыми путями, по которым перемещаются наркотики, оружие, фальшивые документы и драгоценные камни, наряду с большим объемом товаров. Безопасность границ остается серьезной проблемой, а учитывая высочайший уровень коррупции и проницаемость границ в некоторых государствах, где планируется строительство объектов в рамках инициативы «Один пояс, один путь», криминальные структуры будут иметь все возможности для того, чтобы извлечь максимальную выгоду из развития этой новой инфраструктуры. Прежде всего, речь идет о таких регионах как Кавказ и Балканы, известных высоким уровнем организованной преступности.
Философия, лежащая в основе осуществления инициативы «Один пояс, один путь», может быть описана известным изречением бывшего китайского лидера Дэн Сяопина: «переправляйся через реку, нащупывая брод». Это изречение говорит о целеустремленном, но терпеливом подходе к достижению прогресса в гигантском и исключительно амбициозном проекте, который был официально провозглашен президентом Си Цзиньпином осенью 2013 года.
И хотя мало кто в китайском политбюро осмелился бы сегодня сказать об этом публично, это означает, по крайней мере, отчасти, необходимость большей прозрачности и координации между различными правительственными структурами в Китае и в тех регионах, где планируется построить центральные узлы инфраструктурной сети ОПОП.
Если Китай не признает очевидной необходимости целостного стратегического подхода к решению вопросов безопасности, связанных с осуществлением проекта «Один пояс, один путь», одно из самых грандиозных начинаний XXI века может столкнуться на своем пути с серьезными препятствиями. И если Пекин не выделит надлежащие ресурсы для защиты своих инвестиций, его инициатива может потерпеть неудачу еще до своего завершения.