Арктические амбиции Китая, России, а теперь и Соединенных Штатов, не должны привести к холодной войне

В то время как конкуренция между Китаем, Россией и США за доступ к природным ресурсам Арктики неизбежна, не говоря уж о стратегическом соперничестве, у трех великих держав есть много общих интересов в этом регионе. Недавние американские инвестиции в Арктику, целью которых является усиление позиций США на фоне растущего влияния Китая и России, лишь усиливают необходимость партнерства.

Соединенные Штаты всегда проявляли весьма ограниченный интерес к Арктике. Они очень мало и неохотно инвестировали в арктические ресурсы, и в результате до сих пор не имеют настоящих портов вдоль арктического побережья Аляски, а также не поддерживают достаточного военного присутствия и дипломатической активности.

Однако, в феврале нынешнего года правительство США выделило 675 миллиардов долларов на финансирование строительства новых ледоколов, которые военное командование считает жизненно необходимыми для того, чтобы Америка могла на равных соперничать с Россией и Китаем в Арктике.

Когда 15 февраля государственный секретарь США Майк Помпео находился в Исландии, он обсуждал с партнерами по НАТО присутствие Китая и России в Арктике. Похоже, Соединенные Штаты начали менять свою арктическую политику, которая сейчас направлена на противодействие растущему влиянию Китая и России на Крайнем Севере.

За последние годы Россия возобновила работу некоторых заброшенных военных объектов советских времен, а также разместила новые объекты и аэродромы на своих северных территориях. Кроме того, русские создали ряд морских портов вдоль побережья Ледовитого океана. Помимо стремительно растущего военного присутствия, Россия играет ведущую роль в развитии инфраструктуры в Арктике. У Москвы имеется пятилетний план инвестиций в региональную инфраструктуру и освоение природных ресурсов.

В своем официальном документе, посвященном арктической политике, который был опубликован в начале 2018 года, Китай выражает желание сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами в создании так называемого «Полярного Шелкового пути», под которым имеется в виду развитие Северного морского пути. Пекин призывает свои компании участвовать в строительстве инфраструктуры для этого торгового маршрута и осуществлять пробные коммерческие рейсы в соответствии с законом, чтобы подготовить почву для регулярных коммерческих операций.

Китайские инвестиции в горнодобывающую и энергетическую отрасли осуществляются в Исландии, Гренландии, России и других странах. Кроме того, Пекин принимает активное участие в оживлении исследовательской деятельности, как в Арктике, так и в Антарктике.

Быстрое расширение активности России и Китая в Арктике в последние годы привлекло внимание правительства США. Консультативный совет по международной безопасности при Государственном департаменте США выпустил доклад, в котором отмечается активное сотрудничество Китая с Россией в разработке месторождений природного газа на полуострове Ямал. Авторы доклада высказывают предположение, что влиянию китайско-российского арктического сотрудничества на ситуацию в сфере региональной безопасности не уделяется достаточно внимания со стороны американского правительства.

Некоторые называют это холодной войной, в которой Россия, Китай и США борются за влияние и контроль в Арктике. Недавние перемены в арктической политике США обусловлены обеспокоенностью по поводу растущего влияния России и Китая, а также сотрудничества между ними.

Соединенные Штаты склонны оценивать растущее китайско-российское партнерство в терминах «жесткой силы». Тем не менее, у американских политиков возникло бы другое отношение к происходящему, если бы они взглянули более широко на проблему взаимодействия с Россией и Китаем в Арктике, а также поняли, что обе эти великие державы имеют различные долгосрочные цели в этом регионе.

Между Россией и Китаем, хотя они действительно занимают общие позиции по многим проблемам, существуют сложные отношения, в которых уравновешены конкуренция и сотрудничество, а кроме того между ними издавна сохраняется некоторое взаимное недоверие. Их отношения в Арктике будут определяться прагматизмом с упором на взаимные экономические выгоды, а не стратегическим альянсом. Россия всегда будет с настороженностью относиться к китайским глобальным амбициям. Со своей стороны, Китай также будет настороженно относиться к любому шагу со стороны арктических государств в направлении закрытия доступа к Северному Ледовитому океану для стран, не входящих в их число.

Анализ существующего сотрудничества США с Россией и Китаем также может способствовать более широкому взгляду на проблему. По большей части, США и Китай имеют схожие интересы в Арктике. Китай может стать сильным и выгодным партнером, если две страны смогут вместе решать вопросы, которые важны для них.

США и Россия уже сотрудничают по широкому кругу вопросов, касающихся Арктики. Они подписали соглашение, имеющее обязательную юридическую силу, которое призвано облегчить проведение научных исследований. А в мае прошлого года Международная  морская организация одобрила совместное американо-российское предложение о мерах по обеспечению навигации судов в Беринговом проливе.

Кроме того, Арктический форум береговой охраны сближает все восемь арктических стран для решения общих задач в рамках поисково-спасательных операций в регионе. В Арктическом совете Соединенные Штаты и Россия сотрудничают по инициативам, связанным с защитой окружающей среды и обеспечением устойчивого развития.

Помимо двустороннего сотрудничества, существуют такие сферы, в которых Китай, Россия и США имеют совпадающие цели и интересы. Так, в октябре прошлого года три державы подписали соглашение о предотвращении нерегулируемого коммерческого рыболовства в международных водах Северного Ледовитого океана. Оно стало первым юридически обязывающим документом, призванным защитить арктические воды от незаконного вылова рыбы, прежде чем эта проблема здесь возникла.

Если этот импульс многостороннего сотрудничества удастся сохранить на протяжении длительного периода времени, он может помочь в решении других насущных проблем Арктики, имеющих глобальное значение. Одним из примеров такой возможности является пятилетний проект поисково-спасательных работ, целью которого является повышение эффективности мер реагирования в чрезвычайных ситуациях. В нем примут участие тринадцать стран, в том числе США и Россия. Мир, стабильность и устойчивое развитие Арктики отвечают интересам всех стран-участниц.

Хотя Китай не указан в списке участников проекта, присоединение к общим усилиям отвечало бы его интересам, учитывая очевидную потребность в эффективной экстренной помощи в случае стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

Сложные отношения между Соединенными Штатами, Россией и Китаем в Арктике вызывают обеспокоенность у других заинтересованных стран. Воодушевленный растущим интересом Китая, российским военным присутствием и сменой позиций в американской политике, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер недавно призвал Европейский Союз взять на себя лидирующую роль в Арктике и расширить доступ для европейских стран к арктической нефти, газу, минералам, запасам рыбы и маршрутам доставки.

В управлении Арктикой участвуют многочисленные заинтересованные стороны, в том числе сами арктические государства, наблюдатели в Арктическом Совете, коренные народы Севера и международные организации. Конкуренция в таких обстоятельствах является абсолютно неизбежной. Арктические и неарктические страны имеют разные права, интересы и конкретные проблемы. Однако, мир, стабильность и устойчивое развитие Арктики служат общим интересам всех сторон.

Партнерские отношения, способствующие продвижению и защите этих интересов, несомненно, будут наиболее подходящим механизмом продвижения вперед в арктическом регионе, который в последнее время приобретает все большее глобальное значение.

 


Добавить комментарий