Похоже, мечты о возвращении островов уплывают от Японии безвозвратно

Вторая мировая война закончилась более семи десятков лет назад – однако японский премьер-министр Синдзо Абэ решился на попытку воплотить свои наивные мечты и уговорить Москву возвратить хотя бы некоторые из спорных островов. Надо отметить, российский президент Владимир Путин сначала поманил некой вероятностью заключения соглашения – но затем, по-видимому, ответил отказом.

Ещё недавно в воздухе витали надежды, что рамочное соглашение может быть подписано в кулуарах саммита «большой двадцатки», который начинается в Осаке 28 июня. Но, как утверждают специалисты, этим ожиданиям не суждено сбыться. Так, по словам доцента японского филиала Темпльского университета Джеймса Брауна, обсуждение договора об урегулировании территориальных споров уже не стоит на повестке дня.

Взамен Россия выдвинула предложение расширить сотрудничество в сфере экономики путём введения безвизового режима для жителей российского Сахалина и японского Хоккайдо, лежащего западнее спорных островов.

Как отмечают эксперты, в Стране восходящего солнца подобная мысль вызвала противоречивые чувства. Например, японское Министерство иностранных дел обеспокоено тем, что такое сотрудничество может расцениваться как признание спорных островов частью Сахалина и отступление со своих требований в споре об их принадлежности.

Напомним, прошлогодние встречи Путина и Абэ пробудили некоторые надежды на заключение соглашения, и с тех пор между странами начались переговоры. В частности, в числе прочего Япония дала обещание по поводу вложений в российский Дальний Восток. Абэ даже согласился принять за основу совместную советско-японскую декларацию 1956 года, в рамках которой Советский Союз собирался передать Токио самые маленькие из островов – Хабомаи с окрестными утёсами и Шикотан.

В своё время такое соглашение было отвергнуто самой Японией, поскольку в случае его реализации за Союзом остались бы два самых крупных острова, к которым относится 93 процента спорной территории. По мнению Брауна, нынешнее согласие Абэ обсуждать «вариант с двумя островами» само по себе является важным шагом навстречу.

Однако, отмечают специалисты, в то время Токио продемонстрировал готовность к уступкам, занимаемые Москвой позиции, напротив, стали жёстче.

Так, российский министр иностранных дел Сергей Лавров не раз требовал от Японии признания того, что де-факто все спорные острова принадлежат России.

В конце прошлого месяца состоялась встреча министров иностранных дел и министров обороны – но привела она только к тому, что стороны обменялись обвинениями в усилении военного потенциала. Министр иностранных дел Японии Таро Кано объявил «недопустимым» проведение Россией ракетных стрельб на островах и размещение там истребительной авиации. Лавров не остался в долгу и назвал «потенциальной угрозой» намерения Японии развернуть на других островах американские комплексы ПРО Aegis Ashore.

Впрочем, нежелание России заключать соглашение можно понять. По мнению Брауна, не исключено, что в случае урегулирования территориальных споров Япония охладеет к идее укрепления политического и экономического взаимодействия. В то же время, такой сценарий может обрушить на Путина вал критики со стороны местных националистов и серьёзно навредить его репутации «собирателя земель русских».

На самом деле, полагает Браун, Путин просто ведёт тщательно спланированную игру для того, чтобы создать у Абэ иллюзию возможности соглашения – и это довольно выгодно для России. С одной стороны, у Токио появляется мотивация для налаживания экономических отношений. С другой – возникает определённый разрыв между Японией, придерживающейся пророссийской политики, и другими развитыми странами, которые занимают куда более жёсткие позиции в отношении Москвы.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий