Какие слова лучше всего подойдут для описания недавно завершившихся торжеств, проводившихся в честь 75-й годовщины высадки во Франции союзников по антигитлеровской коалиции, Дня «Д»? Первые ассоциации, которые приходят на ум – это душевный подъём и щемящая боль. Состарившиеся участники тех событий, собравшиеся, может быть, в последний раз, безусловно, заслужили каждое слово благодарности, прозвучавшее в их адрес.
Тем не менее, во время празднования не был слышен определённый мотив, ставший привычным с тех пор, как Дональд Трамп пришёл к власти – имеется в виду его постоянная критика в адрес «фальшивых новостей». Продемонстрировав странное единство, Трамп и американские СМИ, в другое время на дух друг друга не переносящие, на этот раз «объединили силы» для искажения истории Второй мировой войны. Поясню, о чём идёт речь.
В целом, во время своего волнующего выступления Дональд Трамп держался на удивление хорошо. Он вполне передал смысл события, уловив дух признательности, уважения и даже благоговения. Одним словом, Трамп говорил как президент. Воздержавшись от своих обычных колкостей и издёвок, он добросовестно подражал легендарной речи Рональда Рейгана, произнесённой в 1984 году по случаю 40-й годовщины Дня «Д». «Мы собрались здесь, перед алтарём свободы», – такими словами начал Трамп, что не слишком характерно для его обычных высказываний.
Затем, продемонстрировав необыкновенное великодушие в отношении людей, которые не принадлежали ни к республиканцам, ни к его семье, Трамп упомянул заслуги тех, кто в Нормандии сражался плечом к плечу с американскими солдатами, благожелательно отозвавшись о британцах, канадцах, поляках, норвежцах, австралийцах и участниках французского движения сопротивления.
Что ж, если Трамп стремился поднять слушателям настроение, ему это удалось. И всё же, он не стал «утруждать» их чересчур глубокими рассуждениями о празднуемом событии.
Между тем, не обязательно быть горячим поклонником коммунизма для понимания того, что высадка союзников в Нормандии не могла завершиться успехом, если бы не действия Красной армии маршала Сталина. Целых три года до того, как первые американские солдаты высадились на Омаха-бич, советские войска вели титаническую борьбу на широком фронте, сражаясь на своей разорённой земле против элиты немецкой военной машины.
Приведём всего один факт, который даёт представление о решающем значении вклада Советского Союза: в мае 1944 года 160 германских дивизий воевали на Восточном фронте. Следовательно, там были связаны более двух третей вооружённых сил нацистской Германии, которые не смогли выступить против англо-американских сил, изо всех сил старавшихся создать плацдармы в Нормандии. Не надо думать, что оставшаяся треть противостояла высаживающимся силам союзников – она была распылена по всей территории оккупированной Европы.
Тем не менее, российского президента Владимира Путина в числе приглашённых на празднование не оказалось. Разумеется, для либеральных кругов Путин является «персоной нон грата». Однако его отсутствие избавило Трампа и других политических деятелей от необходимости хотя бы косвенно признать вклад СССР в победу во Второй мировой войне. И это несмотря на то, что бойцы Красной Армии уничтожили приблизительно четыре миллиона земляков Ангелы Меркель, лишив их тем самым возможности убивать соотечественников Дональда Трампа.
Для полного разгрома Третьего рейха Советский Союз сделал больше, чем любая из воюющих сторон. Нисколько не умаляя мужества и заслуг канадских, польских, норвежских и австралийских союзников (вечная им всем благодарность), надо сказать, что именно Красная Армия не позволила немцам опрокинуть и сбросить в Ла-Манш экспедиционные войска, возглавляемые генералом Дуайтом Эйзенхауэром.
Таким образом, какой бы одновременно радостной и горькой ни была 75-я годовщина Дня «Д», в итоге она обернулась торжеством избирательности воспоминаний и оказавшейся как нельзя более кстати забывчивости. Иными словами, это была пропаганда или, выражаясь на современный манер, фальшивые новости. Весь этот обман – иначе не назовёшь – не остался незамеченным российскими обозревателями. А вот сообщество американских СМИ, в любое другое время трубящее о различных недомолвках, а то и откровенной лжи со стороны Трампа, на сей раз решило закрыть глаза на столь чудовищное лицемерие, а если говорить точнее, то и поучаствовать в нём.
Насколько важной можно признать такую избирательность воспоминаний и полезную забывчивость? С моей точки зрения, ситуация очень серьёзна. Фальсификация прошлого искажает настоящее и вводит в заблуждение, не давая понять проблемы, которые возникают уже в наше время.
Сегодняшний Запад сосредоточен исключительно на своих внутренних вопросах? Но чем тогда вызвано присутствие вооружённых сил западных стран в Афганистане – подумать только! – на протяжении почти 20 лет? А может, Запад «робеет, видя угрозу агрессии»? Но разве это утверждение согласуется с операциями, проводимыми Вашингтоном и его союзниками в Ираке, Ливии, Сомали, Йемене и других государствах?
Если речь идёт о войне, можно прийти к выводу, что сегодня настоящей проблемой Запада является вовсе не робость, а невероятное высокомерие и отсутствие даже самой элементарной и необходимой осторожности. Говоря об агрессивном поведении, надо признать, что в большинстве случаев его демонстрирует именно Запад. Взять хотя бы генерала Кеннета Маккензи, очередного задиристого главу Центрального командования ВС США, который настойчиво призывает к «восстановлению более широкого американского военного присутствия на Ближнем Востоке», намекая на Иран. Не стоит считать его излишне робким.
В глазах некоторых представителей западных СМИ современные кампании напоминают июнь 1944 года, каким они его видят. Придут смелые хорошо вооружённые парни (желательно англоговорящие) и наведут порядок. Свобода и демократия обязательно восторжествуют, нужно просто засучить рукава и как следует постараться.
Всё это звучит неплохо – только на этот раз не приходится рассчитывать на то, что найдётся страна с большой мощной армией, которая возьмёт на себя большую часть боевых действий и принесёт огромные жертвы во имя победы.