Углубление военных связей России и Китая привели американских чиновников в состояние паники из-за возможности формирования мощного антизападного альянса. В краткосрочной перспективе поддержка Ирана этими державами — и экономическая, и политическая — ослабила в некоторой степени давление на Тегеран со стороны администрации Трампа. Однако, если конфликт перерастет в полномасштабную горячую войну, обе страны вряд ли останутся на стороне Ирана, считает эксперт.
Китай, хотя и он не так близок к Ирану, как Россия, оказывает экономическую поддержку и политическую в Совете безопасности ООН.
Тем не менее, по словам доктора Пола Стотта из Общества Генри Джексона, поддержка прекратится в случае развязывания военного конфликта.
Эксперт сказал журналистам Express.co.uk: «Если Иран окажется втянутым в горячую войну с США, то, я думаю, очень маловероятно, что вы увидите военную поддержку Ирана со стороны Китая».
«Вы не увидите ничего, кроме дипломатического давления».
«Китай хочет максимально сохранить статус-кво на международном уровне».
«В то же время китайцы были бы недовольны любым предположением, что иранцы препятствуют поставкам нефти через Персидский залив».
«За последние шесть недель случались различные инциденты с танкерами».
«Три четверти мировых поставок нефти идет в эту часть мира, а затем большая часть идет в Китай и на Дальний Восток».
Он добавил, что Пекин может действительно верить в то, что Иран несет за это ответственность, и поэтому они будут недовольны и даже не будут рассматривать вопрос об оказании военной помощи, если ситуация обострится.
Даже Путин, который оказывал столь большую поддержку Тегерану в последние годы, может отстраниться от военной конфронтации.
Доктор Стотт заявил: «Точно так же, как и в случае с Китаем, для россиян было бы очень серьезным шагом физически поддержать Иран в таком конфликте».
«Скорее всего, они не будут втягиваться в военные действия, как это было в Сирии, а пойдут дипломатическим путем настолько далеко, насколько смогут».
Что касается сотрудничества России и Ирана в таких странах, как Сирия и Ирак, вступающего в противоречие с идеологическим догматизмом Запада, то, по его словам, альянс не будет долговременным, даже если войны удастся избежать.
Доктор Стотт заявил: «Во-первых, союз между Россией и Ираном это скорее отношения ради выгоды».
«В настоящее время эти две страны имеют общих врагов, таких как США, а также различные суннитские исламистские группировки».
«И Тегеран, и Москва стремятся противостоять им».
«Точно так же Россия из-за значительного мусульманского меньшинства должна очень внимательно следить за этими вопросами».
Иран, государство с шиитским большинством среди населения, является заклятым врагом таких экстремистских суннитских группировок, как ИГИЛ и Аль-Каида.
Иранцы назвали их «террористической организацией» и пытались избавить от них такие страны, как Сирия и Ирак.
Одновременно Россия играла важную роль в борьбе с терроризмом в последние несколько лет, оказывая помощь президенту Башару Асаду в войне с боевиками ИГИЛ в Сирии.
Тегеран и Москва очень тесно сотрудничали во время гражданской войны в Сирии, чтобы подавить поддерживаемых Соединенными Штатами мятежников и исламистские силы, что привело к углублению связей между президентом Рухани и президентом Путиным.
Однако доктор Стотт утверждает, что Путин склонен ладить с определенными типами деятелей — и его отношения с Рухани не являются чем-то уникальным.
Он добавил: «Кажется, Путин хорошо ладит с подобными себе сильными лидерами, будь то руководство Саудовской Аравии или Ирана».
«Он стремится выстроить хорошие рабочие отношения с такими людьми».