Обмен задержанными, не так давно проведённый Россией и Украиной, является указанием (пусть пока и не слишком выраженным) на то, что тектонические плиты европейской геополитики пришли в движение – как, собственно, и азиатской. Раздражение, воцарившееся между Западом и Россией из-за присоединения Крыма в 2014 году, кажется, постепенно ослабевает.
Эти перемены начались с избрания Трампа, который отошёл от принятого ранее подхода к России. Его настойчивое стремление вновь выстроить связи с Москвой особенно ярко проявилось в недавно адресованном России предложении участвовать в очередном саммите «большой семёрки», который состоится в Майами в следующем году.
Напомним, в своё время давление Евросоюза и США подтолкнуло Москву перешагнуть через привычные геополитические опасения и начать активно взаимодействовать с Пекином. В результате между этими странами установились торговые отношения, основанные на увеличивающемся экспорте энергоносителей в Поднебесную, в то время как Россия волей-неволей обратилась к китайским финансам и товарам промышленного назначения. Фундаментом этого сотрудничества выступает необходимость противостоять общему сопернику – США, а также поддерживать порядок в сферах влияния. Но уязвимость России, обусловленная, в числе прочего, разногласиями с ЕС, привела её к статусу младшего партнёра в отношениях с Китаем – и Москва вполне отдаёт себе отчёт в этом.
Происходящее сказывается и на других странах – в частности, несёт определённые последствия для Индии, которая находится под двойным ударом. Во-первых, Пекин потеснил Дели с позиции основного оборонного партнёра России. В 1990-е годы Индия гарантированно получала от России экспортные системы вооружения самого высокого уровня – самолёты Су-30МКИ, ракеты «Брамос», технологии, применяемые на атомных подводных лодках, и так далее. Теперь данная привилегия отошла к Китаю, который первым приобрёл истребители Су-35 и комплексы ПВО С-400 в прошлом году.
Во-вторых, Индия вынуждена сопротивляться закону США «О противодействии противникам Америки посредством санкций». Поясним, сам Вашингтон едва ли когда-нибудь продаст Индии высокотехнологичное оружие наподобие атомных подводных лодок или гиперзвуковых ракет, хотя Дели нуждается в нём для противостояния Пекину. Единственной страной, которая способна это сделать, является Россия, а также, может быть, Франция. Но когда речь идёт о России или Иране, США хотят, чтобы Индия поставила свою региональную политику в зависимость от американской.
Возвращаясь к взаимодействию между Россией и Западом, нужно ещё раз отметить признаки потепления – это касается как США, так и ЕС. В начале сентября Франция и Россия провели переговоры в формате «2 + 2», в которых приняли участие министры иностранных дел и обороны. Возможно, определённую роль здесь играет выход из Евросоюза Британии, настроенной к России наиболее непримиримо.
Значительный прогресс наблюдается в отношениях между Германией и Россией – об этом говорят многочисленные прошлогодние визиты в Москву высокопоставленных немецких чиновников. «Разрядка» активизировала нормандский формат (совещания между Россией, Францией, Германией и Украиной, проводимые в целях выхода из кризиса). На днях Трамп выразил готовность принять участие в этих переговорах, очередной раунд которых намечается на конец месяца. Подготавливаются условия для возможного компромисса по крымскому вопросу, что может привести к дальнейшему развитию событий в данном направлении.
Если говорить по справедливости, обеим сторонам стоит оглянуться назад и пересмотреть свою линию поведения. Продвижение НАТО на восток не могло не обеспокоить Россию, которая, в свою очередь, сплела паутину связей с правыми и радикальными силами во всём ЕС. Париж был не слишком удивлён, когда Марин Ле Пен, лидер правого «Национального фронта», подтвердила, что несколько лет назад её партия получила кредит в 9 миллионов евро от российского банка – и это только верхушка пресловутого айсберга.
Тем не менее, Европа и Россия очень высоко ценят свои отношения. Корнями они уходят в общую историю, продолжаясь в настоящем, ведь Россия выступает крупнейшим экспортёром нефти и газа в Евросоюз, который является для Москвы важнейшим торговым партнёром и источником прямых инвестиций.
Если говорить об Индии, то её географическое положение приводит к тому, что взгляд страны устремлён и на материк, и на океан. Происходящие в Европе сдвиги в сочетании с возможным потеплением ирано-американских отношений пойдут на пользу интересам Дели в Евразии. Индия чрезмерно сблизилась с США, но на сегодняшний день Моди ориентируется на положительные аспекты многополярного курса. Сильные и стабильные Россия и Евросоюз определённо представляют собой более привлекательную альтернативу, чем глобальное господство США и Китая.