Великую евразийскую игру простой и ясной не назовёшь – чего стоит один только крепнущий альянс между Китаем и Россией, который позволяет отбросить в сторону возможные разногласия между этими державами. По крайней мере, так обстоят дела на сегодняшний день.
Это партнёрство само по себе порождает сложные геополитические движения. Индия, Япония и Европа стараются вбить клин между Пекином и Москвой, в то время как центральноазиатские страны, где постепенно нарастают антикитайские настроения, негласно поддерживают развернувшееся в Азии соперничество, которое обеспечит им большую свободу манёвра.
В этом месяце индийский премьер-министр Нарендра Моди посетил Россию и принял участие в ежегодном Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Форум проводится с 2015 года с целью привлечения азиатских инвестиций в развитие дальневосточного региона страны – напомним, российский президент Владимир Путин назвал в числе «ключевых приоритетов и основных целей» развитие Дальнего Востока, укрепление его экономического и инновационного потенциала, а также повышение уровня жизни. Выступая на ВЭФ, Моди объявил о выделении кредитной линии в размере миллиарда долларов для финансирования развития региона.
Кроме того, Моди и Путин достигли договорённости об установлении морского сообщения между основным городом российского Дальнего Востока, Владивостоком, и индийским Ченнаем, что позволит существенно уменьшить время на транспортировку – с 40 до 24 дней. Подобный маршрут может выступить продолжением коридора, связывающего Индию с Японией и Тихим океаном и выступающего противовесом китайской стратегии «Нить жемчуга», в рамках которой Китай сделал существенные вложения в ряд портов в азиатских странах.
Надо отметить, в отличие от Моди, его японский коллега Синдзо Абэ, посещающий ВЭФ с момента его основания, не выдвигал каких-либо серьёзных предложений.
Речь идёт не только об азиатских странах – в свете того, что трансатлантический альянс постепенно теряет свою эффективность, посол Европейского Союза в России Маркус Эдерер, по-видимому, с пониманием отнёсся к обозначенным Путиным приоритетам. Эдерер призвал ЕС наладить масштабное взаимодействие с Россией в некоторых наиболее запутанных политических аспектах и вопросах безопасности, несмотря на существующие разногласия.
В аналитической записке, предназначенной для высокопоставленных чиновников, в качестве вопросов для обсуждения между ЕС и Россией Эдерер предложил широкий круг тем: мобильная связь 5G, защита персональной информации, арктические проблемы, региональная инфраструктура и выработка совместной политики Евросоюзом, Россией, Норвегией и Исландией по таможенным вопросам. Эдерер отметил, что отсутствие необходимого сотрудничества в данных сферах «оставляет широкий простор для действий конкурентов, что может причинить вред интересам ЕС».
По мнению этого высокопоставленного дипломата, «прагматичные» шаги по усилению взаимодействия с Россией необходимы для укрепления позиций в условиях «евразийской конкуренции» на фоне усиления китайского влияния: Евросоюз «может всё потерять, если будет игнорировать происходящие в Евразии тектонические стратегические сдвиги». Чтобы стать участником игры и успешно использовать свои преимущества, необходимо налаживать связи не только с Китаем, но и с Россией, подчеркнул Эдерер.
В нынешней обстановке Моди, Абэ и Эдерер надеются воспользоваться, тем, что говоря словами бывшего американского дипломата Томаса Грэма, Россия нуждается в «разнообразии стратегических дальневосточных партнёров для поддержания стратегической независимости от Китая в будущем».
Впрочем, потребностью России в диверсификации инвестиций дело не ограничивается. Евросоюз, Индия и Япония надеются сыграть также на том, что Путин вынужден бороться с широко распространёнными на Дальнем Востоке антикитайскими настроениями, которые оборачиваются против правительства.
Поясним, многие россияне, проживающие восточнее Урала, всерьёз воспринимают предполагаемое посягательство Китая на природные ресурсы региона, в том числе водные. Петиция, созданная в этом году знаменитыми представителями российского шоу-бизнеса, выступившими против планов Китая построить завод по розливу воды на берегу озера Байкал, набрала более 800 тысяч подписей, что говорит о глубине недовольства и сложностях, с которыми сталкивается российско-китайское сотрудничество.
Кроме того, по многим российским городам прокатилась волна возмущения, направленного против китайских лесозаготовок на Дальнем Востоке – жители и экологи настаивают на прекращении экспорта российской древесины в Поднебесную. Они указывают на то, что в процессе этого разрушается естественная среда обитания сибирского тигра и амурского леопарда, находящихся под угрозой уничтожения.
Основой для подобных выступлений является неравномерность экономических отношений, которые, как утверждает российский учёный Лев Аарон, попадают под определение колониальной торговли, данное Карлом Марксом и Владимиром Лениным. Речь идёт о ситуации, когда какая-либо страна превращается в сырьевой придаток другой.
Как поясняет Аарон, Китай выступает вторым после Евросоюза торговым партнёром России, хотя для самого Китая российский рынок, в лучшем случае, второстепенный. Россия находится на десятом месте в китайском экспорте, а по импорту или общим торговым оборотам не входит даже в первую десятку. При этом три четверти российского экспорта в Китай приходится на сырьё и ресурсы, в то время как Поднебесная поставляет в Россию, в основном, товары массового спроса, электронику и оборудование.
Таким образом, стремление Европы, Индии и Японии сыграть на антикитайских настроениях, имеет под собой вполне прочные основания. Интересно отметить, что подобные общественные настроения далеко не новы – так, ещё в 1911 году писатель Николай Дмитриевич Облеухов, творивший под псевдонимом П. Ухтубужский, волновался о том, что «русских теснят жёлтые расы, которые присваивают торговлю, промышленность, заработки и так далее».
Путин управляет страной, переживающей экономические трудности, вследствие чего он не в состоянии самостоятельно обеспечить требуемый резерв манёвренности. Исходя из этого, российский лидер рассчитывает на помощь Индии, Японии и Европы.