Даже в корпоративных СМИ время от времени можно услышать что США являются «олигархией». Это оценка бывшего президента США Джимми Картера, рецензируемых научных исследований и даже оценочные мнения некоторых из самых видных наших СМИ. Например, Пол Кругман в New York Times говорит об этом годами. Всего три человека обладают состоянием большим, чем нижние 50% страны вместе взятые, и самые богатые люди в обществе используют свои деньги для влияния на СМИ, общество и правительство.
Но если США — олигархия, то кто такие олигархи? Одним из кандидатов является ушедший 23 августа из жизни консерватор и мультимиллиардер Дэвид Кох. Согласно Forbes, Кох был 11 самым богатым человеком планеты, и 29 самым влиятельным в мире, накопив богатств на $50 миллиардов. Считается что он, вместе со своим братом сформировали Республиканскую партию и современное общество больше, чем кто-либо другой.
Однако в некрологах Washington Post, CBS News, NBC и New York Times его называли не иначе как «филантропом» и «социально значимым человеком», который пожертвовал миллионы на исследования рака и в целом раздал на благотворительные цели более миллиарда долларов.
Многие вне пределов корпоративного медиа-пространства о нем отзывались без подобного пиетета. Независимый журналист Кейтлин Джонстон отмечала, что если бы Кох был русским, то считался бы олигархом, тогда как Адам Джонсон из Appeal написал в Твиттере, что термин «олигарх» — провокационное определение с целью вызвать у общественности определенную реакцию и используется исключительно для элит вражеских стран, а не наших плутократов.
Кто есть, а кто не есть олигарх, если смотреть с точки зрения СМИ:
Вебсайт fair.org изучил свыше 50 недавних публикаций, где использовался термин «олигарх» с сайтов New York Times, CNN и Fox News чтобы ответить на вопросы:
Кого считают олигархами?
Какие страны считаются олигархиями?
Евгений Пригожин, Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Виктор Пинчук, Роман Абрамович, Арас Агаларов: это полный и явно звучащий по-славянски список фамилий, которых в CNN называют олигархами. Всего в двух статьях из 150 так называли жителей Запада: первая гневная статья в New York Times, где Илона Маска и Ричарда Бренсона назвали «ракетными олигархами», и вторая — шоу Tucker Carlson Tonight, где защитника контроля над оборотом оружия у гражданских Кори Букера назвали «конституционным олигархом». Все остальное было про Россию или страны бывшего Восточного блока.
В 150-статейной выборке Россию называли олигархией 89 раз, Украину — 35. Были упомянуты также Молдова (6 раз), Казахстан (дважды), Венгрия (дважды), Грузия (дважды) и Азербайджан (один раз). Один раз как страна, контролируемая олигархами, также упоминалась Гватемала,. В целом, в 98% случаев использования термина олигарх и олигархия имелась в виду Россия или страны, некогда контролировавшиеся Советами.
И напротив, только в 1% статей в связи с олигархами упоминались США, что тем более примечательно, учитывая что все использовавшиеся в выборке статьи — американских источников и уделяют США гораздо больше времени чем восточноевропейским странам.
В соответствии с Кембриджским словарем, термином «олигарх» обозначают одного или нескольких влиятельных людей, контролирующих страну или определенную отрасль, и он однозначно подходит как к династии Уолтон так и добывающим гигантам вроде Абрамовича, однако американские миллиардеры лишь «бизнесмены» в свободное от «филантропии» время.
Во многих статьях подчеркивалась очевидная связь этих олигархов с президентом Владимиром Путиным, даже если эти олигархи не из России. Ведущий Late Show Стивен Кольбер дал определение олигарху, как «русский, у которого много денег и никто не спрашивает, откуда они». На самом деле Колбер так подшучивал над выборочным использованием термина.
Однако директор национальной разведки Джеймс Клэппер, по-видимому, был вполне серьёзен в своих ксенофобских комментариях о том что русские «генетически предрасположены» к достижению гнусных целей — вмешательству в выборы или извлечению для себя выгоды. Один гость на Fox News называл некоего олигарха «русским», затем переключился на «украинского», что предполагает что для него все это одна аморфная масса сидящих на корточках, коварных и замышляющих недоброе славян.
Не называя собственные богатые и влиятельные элиты «олигархами», американские корпоративные СМИ время от времени, как уже отмечалось, признают, что США сами являются олигархией. Но даже такие признания редки и появляются, как правило, только в статьях, посвященных именно этой проблеме. И когда политики вроде Берни Сандерса говорят о том что эти олигархи влияют на СМИ, то главные редакторы остро реагируют на это, говоря что он «смешон» и «падок на теории заговоров». Вот и получается такая себе странная страна США — олигархия без олигархов.