«Великая Албания» – паналбанская идея воссоединения всех территорий, где албанский этнос превалирует над государствообразующим, главным образом, в пределах бывшей Югославии. Является ли эта концепция надуманной, или она заслуживает серьезного внимания? Согласно отчету Gallup Balkan Monitor за 2010 год, 83 процента албанцев, живущих в Албании, поддержали идею «Великой Албании». Среди албанцев в Косово этот показатель составил 81 процент, а в Северной Македонии – 53 процента.
Какова конечная цель? Объединить Косово и Прешевскую долину в Сербии, южную часть Черногории, греческую провинцию Эпир и западную часть Северной Македонии в единое албанское государство . Возможно, эта цель не преследуется официальной политикой Албанской Республики, но она глубоко укоренилась в современной албанской мифологии. Сама идея Великой Албании уходит корнями в 1913 год, когда Лондонский договор оставил примерно 40 процентов этнических албанцев за пределами вновь созданного государства. Есть причины полагать, что Соединенные Штаты сегодня решили использовать ее в качестве оружия против распространения российского влияния на Балканах.
Несмотря на подвиги албанского национального героя, лидера антиосманского движения в XV веке Георгия Кастриоти, более известного как Скандербег, албанцы стали лояльными подданными Османской империи и использовались для колонизации более беспокойных и непокорных районов, особенно тех, где проживали сербы, болгары и греки. Они часто становились демографическим большинством, тесня коренное население, как это произошло в Косово и на западе Северной Македонии.
Хотя идея «Великой Албании» может показаться многим конспирологической, сербский народ воспринимает ее совсем иначе. Дело в том, что сербская мифология хранит память о битве за Косово в 1389 году, когда, несмотря на доблесть и мужество, последний независимый правитель Сербии князь Лазарь Хребелянович погиб, а его силы были разгромлены османскими захватчиками. Хотя после распада Османской империи сербы получили суверенитет над Косово, этот регион уже был преимущественно албанским, поскольку приказы османских султанов предусматривали ослабление сербской идентичности Косово.
После Второй мировой войны и образования социалистической Югославии, Косово стало автономным регионом Сербии и сохранило свое албанское большинство. Девяностые годы показали, что это всегда оставалось ахиллесовой пятой Сербии. В ходе насильственного расчленения Югославии, инспирированного Соединенными Штатами, статус Косово оставался не урегулированным, что привело к террористической войне против югославского государства, преемницей которого была Сербия, в 1999 году.
Террористическая Армия освобождения Косово (ОАК), состоявшая из этнических албанцев, пользовалась поддержкой НАТО и Албанской республики. Организация Объединенных Наций и НАТО взяли на себя временный контроль над этой территорией, которая в конечном итоге провозгласила свою независимость в 2008 году. С тех пор регион превратился в рай для контрабандистов, промышляющих героином, а также стал центром торговли людьми, нелегального извлечения органов и торговли оружием.
Именно по этой причине бывший начальник Генерального штаба Вооруженных сил Сербии генерал Любиша Дикович в своем интервью в субботу остановился на идее создания «Великой Албании». Он убежден в том, что район Балканского полуострова не может обрести мир из-за нерешенных вопросов, таких как косовский.
«Если ситуация выйдет из-под контроля, легко могут возникнуть весьма серьезные проблемы. Я надеюсь, что у всех сторон окажется достаточно мудрости и разума, и что каждый будет делать то, что делаем мы, ради укрепления безопасности, сотрудничества и взаимного доверия. Я смею утверждать, что мы лидируем в этом направлении, потому что не вижу у других сторон желания строить мир. В конце концов, проблема «Великой Албании» является самой серьезной угрозой для безопасности всего региона. Мы можем спросить, почему это происходит сегодня с Албанией и (Северной) Македонией. Возможно, следует ожидать создания «Великой Албании», – сказал Дикович.
Его комментарии прозвучали на фоне продолжающегося ухудшения экономической ситуации в Косово. Отколовшаяся республика становится все более зависимой от иностранной помощи и пожертвований из Соединенных Штатов и от своих бывших османских хозяев в Турции, которые подарили им эти земли несколько сот лет назад, а также от Германии, которая фактически управляет Европейским Союзом.
Комментарии бывшего высокопоставленного сербского военного также связаны с участием Сербии в совместных военных учениях с Россией «Славянский щит 2019». Хотя примерно в 600 году нашей эры некоторые славянские племена откололись от сородичей и направились на юг в направлении Балкан, они сохранили свою близость с русскими и общую христианскую православную веру. В значительной мере именно этим объясняется тот факт, что Сербия всегда придерживалась пророссийской точки зрения. Албанский экспансионизм, таким образом, стал естественным союзником Вашингтона в его стремлении ограничить российское влияние на Балканах.
Однако, в связи с этим возникает вопрос: почему албанское движение за независимость в Греции, Черногории и Северной Македонии значительно слабее по сравнению с аналогичными усилиями в Сербии. Греция, за исключением негативного отношения к расчленению Югославии, на протяжении многих лет является верным членом НАТО, и поэтому не представляет какой-либо угрозы для гегемонии США на Балканах. Именно это защищает ее от усилий по дестабилизации обстановки с использованием албанского экспансионизма. Что касается Черногории и Северной Македонии, они доказали, что имеют глобалистские амбиции, поскольку, несмотря на общие славянские корни с сербами и русскими, стремятся вступить в НАТО и Европейский союз.
Итак, Сербия остается единственным государством на Балканах, которое противостоит ЕС и НАТО, оставаясь преимущественно пророссийским. Именно по этой причине Дикович выступает за возобновление в стране обязательной военной службы, заявляя: «Не следует играть в азартные игры и наивно думать, что нет никакого риска возникновения конфликта. Произойдет это или нет, зависит не только от нас, но в любом случае мы должны быть в состоянии ответить».
В то время как подавляющее большинство албанцев привержены идее создания Великой Албании, ее осуществление в Греции, Черногории и Северной Македонии маловероятно, поскольку их поддерживает Вашингтон. Эти страны не представляют никакой угрозы для гегемонии США на Балканах, и даже напротив, служат ее укреплению, сдерживая влияние русских в регионе.
Поскольку Сербия является единственным пророссийским островом во враждебном окружении, она будет и в дальнейшем подвергаться давлению албанского экспансионизма при поддержке Соединенных Штатов. Время покажет, приведет ли это стремление к экспансии к возникновению напряженности в Прешевской долине, где албанцы составляют этническое большинство.