Газовый альянс Европы с Россией — партия, благословленная небесами

На фоне суматохи, вызванной убийством главаря ДАИШ Абу Бакра Аль-Багдади, произошли события, имеющие большую важность для международной безопасности — Дания объявила о том что позволит газопроводу «Северный поток 2» пройти через ее исключительную экономическую зону.

Копенгаген скромно объяснил, что «обязан разрешить строительство транзитных трубопроводов» в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Северный поток-2, который соединит Ленинградскую область России с балтийским побережьем Германии в обход традиционного маршрута через Украину, должен будет удвоить пропускную способность уже построенного Северного потока-1 до 110 миллиардов кубометров в год, что составляет больше четверти потребления газа в Европейском Союзе.

31 октября Газпром заявил, что 83 процента трубопровода завершено. Разрешение на строительство в датской исключительной экономической зоне к юго-востоку от Борнхольма охватывает участок трассы длиной 147 км.

Трубоукладка была завершена в российских, финских и шведских водах, и на большей части протяженности в немецких водах. Строительство береговых сооружений как в России так и в Германии близится к окончанию. Таким образом, разрешение Дании означает, что Россия наверняка завершит проект к концу этого года.

Несмотря на растущую напряженность в отношениях России с Соединенными Штатами, масштабный энергетический проект все же будет проложен по морскому дну между Россией и Европейским союзом.

Согласно проведенному Университетом Кельна исследованию, «Когда Северный поток-2 станет доступным, Россия сможет поставлять больше газа в ЕС, уменьшив потребность в импорте более дорогого СПГ. Таким образом импортная цена на оставшиеся объемы СПГ снизится, тем самым снизив общий уровень цен на ЕС-28».

И в этом вся причина. Европа стала газовым полем битвы для США и России. Помимо того, что это привлекательный рынок, Европа также является полем политической битвы между этими двумя странами.

Россия давно доминирует на европейском рынке, пока ЕС, похоже, пытается отказаться от российского газа, держа в уме геополитические последствия чрезмерной зависимости от Москвы для своей энергетической безопасности. С другой стороны, США стремятся увеличить экспорт сжиженного природного газа в Европу, где заправляет конкурент, которого так просто с рынка не вытеснишь — Россия.

Трансатлантическое лидерство США во многом зависит от климата отношений между Европой и Россией в целом и между Германией и Россией в частности. Вашингтон прекрасно понимает, что «Северный поток-2» может обеспечить основу для стабильных, предсказуемых отношений между Европой и Россией, что противоречит представлению администрацией Трампа России, как ревизионистской державы, с которой США полны решимости противостоять.

В целом Вашингтон понимает, что если Северный поток-2 будет завершен, это станет серьезным ударом по трансатлантическим отношениям, хотя на словах США и утверждают, что проект противоречит западным санкциям, наложенным на Россию после присоединения Крыма.

На самом деле, этот аргумент — чистая подмена понятий, поскольку зависимость Европы от российских энергоносителей является наследием времен Советского Союза. Москва заинтересована в сохранении своей репутации стабильного и надежного поставщика энергии в Европу по конкурентоспособным ценам. И европейский потребитель вполне ожидаемо предпочитает более дешевый российский газ дорогому экспорту СПГ из США.

Между тем украинский кризис дал России понять, что она может оказаться уязвимой для давления США, что привело ее к развороту в сторону Китая. Газпром намерен стать главным поставщиков газа для Китая к 2035 году. Когда в конце этого года начнет действовать трубопровод Сила Сибири, то сможет поставлять в Китай 38 миллиардов кубометров природного газа ежегодно, что сделает Китай вторым по величине потребителем российского газа после Германии.

Однако, как это ни парадоксально, в последние годы российский экспорт газа в Европу только увеличивается. В 2018 году продажи Газпрома в Европу и его доля на европейском газовом рынке достигли рекордного уровня. Эта тенденция будет продолжаться, когда Северный поток-2 и Турецкий поток, которые будут запущены в этом году, поставят в Европу дополнительно 86,5 миллиарда кубометров в год.

Проще говоря, зависимость Европы от российского газа остается фактом, и по мере снижения собственной добычи на континенте, Европе нужны будут все большие объемы, существенная часть которых будет поступать из России.

Удивительно было наблюдать сопротивление Германии давлению США чтобы вынудить ее отказаться от Северного потока-2. США даже грозились немецким компаниям санкциями; Американский Конгресс принял резолюции, призывающие положить конец строительству трубопровода. Производственная экономика Германии импортирует 98% своего объема нефти и 92% газа, а дешевый газ является источником жизненной силы экспортной экономики этой страны.

Но с политической точки зрения, это может быть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Может ли быть совпадением то, что Германия также сопротивляется давлению США по недопуску китайского гиганта Huawei для создания в стране сети 5G? Как и в случае с Северным потоком-2, Вашингтон выдвинул тот же аргумент в отношении Huawei — озабоченность национальной безопасностью страны. Но Германия проигнорировала призывы из США.

Несколько месяцев назад журнал Economist написал, что «Атлантический океан начинает казаться ужасно большим. Для европейцев Соединенные Штаты кажутся все более далекими». Безусловно, реализация Северного потока-2 является еще одним признаком того, что трансатлантическим отношениям в настоящее время грозят серьезные проблемы.

Разногласия между США и Европой возникли по широкому кругу региональных и глобальных проблем. Хотя политика США и Европы в отношении России остается в целом согласованной, Северный поток-2 оказался ключевым в трениях между США и Европой.

М.К. Бадракумар

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий