Представитель российской судостроительной индустрии заявил, что у Москвы имеются планы по созданию военного ледокольного флота в Арктике. Речь идет о так называемых тяжеловооруженных ледокольных сторожевых кораблях проекта 23550. Компания «Адмиралтейские верфи», входящая в состав российской государственной «Объединенной судостроительной корпорации», недавно сдала в эксплуатацию первый патрульный ледокол этого класса «Иван Папанин«. Корвет поступил на вооружение Военно-морского флота РФ 25 октября 2019 года в Санкт-Петербурге.
«Адмиралтейские верфи» планируют в следующем году заложить второй подобный корабль, «Николай Зубов», что, по словам представителей компании, ознаменует начало серийного проекта с незначительными отличиями, о которых производитель не сообщает. Выборгский судостроительный завод в одноименном городе, расположенном к северо-западу от Санкт-Петербурга, согласно некоторым сообщениям, построит еще, по меньшей мере, два таких корабля для пограничной службы России.
По имеющимся данным, эти корабли водоизмещением 9 тысяч тонн способны прокладывать путь во льдах толщиной до полутора метров. Таким образом, они могут быть отнесены к классу легких ледоколов, хотя в арктических условиях они все же заметно эффективнее, чем традиционные суда. Тяжелыми принято считать ледоколы, предназначенные для прокладки пути при толщине льда до трех метров, в то время как средним ледоколам под силу ледяной покров толщиной до 2,5 метров.
Исторически ледоколы никогда не предназначались для выполнения военных задач. У «Ивана Папанина» и его собратьев, в частности, на корме есть специальная площадка для установки контейнерных ракетных комплексов, способных запускать противокорабельные ракеты и крылатые ракеты для поражения наземных целей «Клуб» и «Калибр». Вполне вероятно, что эти пусковые установки, или какие-то иные, подходящие по размеру для размещения на модульной площадке корвета, смогут также запускать различные существующие или будущие крылатые ракеты.
Кроме того, тяжеловооруженные ледокольные сторожевые корабли будут иметь встроенное орудие в носовой башне. В сообщениях указывалось, что это будет 76-миллиметровая пушка АК-176МА. У корветов проекта 23550 имеется также вертолетная площадка на корме, причем, по меньшей мере, на одном из эскизов корабля на этой площадке был изображен транспортный вертолет Ка-29. Это может дать российским военным ледоколам дополнительное средство для отражения угроз противника.
Одно только оснащение корвета системой защиты, такой как зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Панцирь-МЕ», вооруженный ракетами класса «земля-воздух» с командной системой наведения, а также парой 30-миллиметровых вращающихся шестиствольных пушек, уже может позволить кораблю отражать целый ряд угроз.
Дополнительные возможности могут также включать некинетические системы, такие как лазерные ослепляющие устройства, в большом количестве поступающие в настоящее время на вооружение российского Военно-морского флота, которые призваны ослеплять и дезориентировать системы наведения, оптические датчики на кораблях и самолетах, а также личный состав противника.
Россия уже сегодня располагает внушительным ледокольным флотом, насчитывающим около 40 судов различных размеров, но строительство специализированных судов для Арктики продолжается. К ним относятся обычные ледоколы (Проект 22600), атомные ледоколы (Проект 22220), а также многоцелевые танкеры ледового класса (Проект 03182). В последние годы Россия получила целый ряд других вспомогательных кораблей, способных работать в условиях ледяного покрова (Проект 20180). Ни один из этих кораблей в нынешней конфигурации не имеет вооружений, но вполне вероятно, что это может быть сделано позже, особенно с использованием контейнерных систем, в зависимости от размеров площадки и ограничений по мощности у соответствующих моделей.
Какими бы ни были количественные и качественные характеристики боевого ледового флота России в конечном итоге, едва ли кого-то может удивить, что страна заинтересована в развитии подобных возможностей, учитывая то, насколько стратегически важным стал арктический регион в последние годы. Глобальное потепление уже привело к сокращению площади ледовой шапки и сократило продолжительность периода, когда лед представляет наиболее значительную преграду для судоходства. В свою очередь, это сделало регион объектом более активного освоения и геополитического соперничества.
Россия, Соединенные Штаты, в несколько меньшей степени, Китай, и некоторые другие страны прилагают немалые усилия для расширения своего военного присутствия в Арктике и создания дополнительной инфраструктуры для поддержки все более активного развертывания кораблей, самолетов и сухопутных сил в высоких широтах. Соединенные Штаты и другие страны начали проявлять растущий интерес к существующим военным кораблям, которые лучше других приспособлены к выполнению задач в холодных водах, и оснащают их дополнительными вооружениями. В прошлом году даже ходили разговоры о том, чтобы установить на тяжелых ледоколах Береговой охраны США пусковые установки для крылатых ракет.
На данный момент российские ледокольные сторожевые корабли проекта 23550 остаются наиболее наглядным примером этой тенденции и, вероятно, будут первыми, которые поступят на вооружение. Российский Военно-морской флот рассчитывает официально принять на вооружение корабль «Иван Папанин» к 2023 году. По мнению экспертов, к этому времени прояснятся и прочие планы Москвы в отношении военных ледоколов, а также других кораблей, способных работать в условиях Арктики.