Генри Киссинджер считает, что коронавирус представляет реальную угрозу для его бесценного «Нового мирового порядка», поэтому он призывает президента Трампа сделать все возможное, чтобы защитить существующую систему. В статье, опубликованной в пятницу Wall Street Journal, бывший госсекретарь США пишет, что Трамп должен запустить грандиозный проект, подобный послевоенному плану Маршалла, по объединению союзников Америки, который смог бы убедить всех в том, что дядя Сэм все еще способен сплотить вокруг себя цивилизованный мир перед лицом кризиса.
«На основе опыта, полученного при разработке плана Маршалла и Манхэттенского проекта, Соединенные Штаты обязаны предпринять масштабные усилия в трех главных направлениях. Во-первых, укрепить глобальную устойчивость к вспышкам инфекционных заболеваний. Во-вторых, постараться как можно скорее залечить раны, нанесенные мировой экономике. В-третьих, сделать все возможное, чтобы защитить принципы либерального мирового порядка, – пишет ветеран американской внешней политики. – Хотя нынешняя атака на здоровье людей, надо надеяться, будет не слишком продолжительной, ее политические и экономические последствия могут затянуться на несколько поколений. Ни одна страна, даже Соединенные Штаты, не в состоянии победить вирус на национальном уровне. Экстренные меры борьбы с пандемией должны в конечном счете быть дополнены единым глобальным видением и международной программой. Если мы не сможем скомбинировать первое и второе, мы столкнемся с наихудшими последствиями, как краткосрочными, так и долгосрочными».
Киссинджер считает, что риторика Трампа вокруг лозунга «Америка превыше всего» подорвала международные отношения и ослабила гегемонию Соединенных Штатов. Он утверждает, что именно изоляционистская политика администрации создала тот вакуум лидерства в мире, который немедленно заполнил Китай. И это вполне логично, учитывая факт, что в то время как Китай отправлял медицинские бригады и оборудование в те страны, что сильнее других пострадали от коронавируса, Соединенные Штаты были заняты ужесточением санкций против Ирана, Кубы и Венесуэлы. Тех самых санкций, которые не позволили инфицированным гражданам этих стран получить лекарства, необходимые для выживания. Естественно, гуманитарная помощь Китая была встречена всеобщим одобрением, в то время как поведение Вашингтона в мире осуждают как мелочное, порочное и мстительное. Нет сомнений в том, что администрация Трампа проиграла в борьбе за моральное превосходство своему заклятому врагу, Китаю.
Еще одна цитата из статьи Киссинджера в WSJ: «Теперь, когда страна разделена, для преодоления беспрецедентных по своим масштабам и глобальному охвату последствий пандемии необходимо эффективное и дальновидное правление. Поддержание общественного доверия играет решающую роль для социальной солидарности, для восстановления отношений между народами, а также для международного мира и стабильности».
Разумеется, когда Киссинджер говорит об «общественном доверии» и «социальной солидарности», на самом деле он подразумевает, что правительству необходимо выработать эффективную пиар-стратегию, которая заставит стадо вернуться в свои загоны. В лексиконе Киссинджера солидарность определяется как «общественная поддержка проектов, предложенных элитой», таких как глобализация, открытые границы и свободное перемещение капитала. Именно этими принципами руководствуется Киссинджер, предлагая свои рекомендации, а вовсе не привязанностью к трудящимся, которых он считает глупыми мулами.
«Нации сплачиваются и процветают, когда люди верят, что их правящие институты способны предвидеть бедствия, пресекать их последствия и восстанавливать стабильность. Когда закончится пандемия Covid-19, правительства многих стран будут восприниматься как потерпевшие поражение. Не имеет никакого значения, является ли это суждение объективным и справедливым. Реальность такова, что мир уже никогда не будет прежним после коронавируса. Спорить сегодня о прошлом – это значит лишь зря тратить силы, необходимые для решения проблемы», – пишет Киссинджер.
Убедились? Что на самом деле волнует Киссинджера, так это мировой порядок после завершения пандемии, которое, по его мнению, ознаменует начало совершенно новой эры, когда правительствам придется как-то реагировать на неожиданные кризисы, резкую политическую поляризацию и растущую перспективу социальных потрясений.
Похоже на то, что Киссинджер все это понимает, но вместо того, чтобы предложить новое видение будущего, он цепляется за полуразрушенные останки показавшей свою несостоятельность системы. Той самой системы, которая усугубила имущественное неравенство, спровоцировала один за другим несколько разрушительных финансовых кризисов и расширила зону нестабильности в Северной Африке, распространив ее на Ближний Восток и Центральную Азию.
Таков мировой порядок, который хочет сохранить Киссинджер. Американоцентричная империя, управляемая элитами, купающимися в роскоши плутократами и банковской мафией. Следует ли удивляться, что трудящиеся хотят и требуют перемен?
Вот еще одна цитата: «Демократии мира должны хранить и защищать свои ценности Просвещения. Глобальное отступление от баланса власти и легитимности приведет к разрушению общественного договора как внутри страны, так и за ее пределами».
«Ценности Просвещения»?? Это случайно не то, что мы видели на фотографиях из тайной тюрьмы Абу-Грейб, или на видеокадрах из уничтоженного иракского города Эль-Фаллуджа? Они практикуют распространение ценностей Просвещения в Гитмо (тюрьма в Гуантанамо), на авиабазе в афганском Баграме или в иракском Мосуле, который был превращен в руины тяжелой артиллерией и американскими бомбардировщиками? Киссинджер может болтать о ценностях Просвещения сколько ему угодно, но он знает на собственном опыте, что эти ценности держатся на горе окровавленных трупов, принесенных в жертву во имя либерального мирового порядка.
«Мыслители эпохи Просвещения утверждали, что цель легитимного государства заключается в том, чтобы обеспечить фундаментальные потребности населения: безопасность, порядок, экономическое благополучие и справедливость. Люди не могут добиться всего этого собственными усилиями. Пандемия вызвала к жизни анахронизмы, такие как возрождение идеи города-крепости, в эпоху, когда процветание зависит от глобальной торговли и свободы перемещения людей», – сокрушается автор.
Снова и снова, излюбленная тема Киссинджера, «глобальная торговля и перемещение людей», две разрушающиеся опоры проекта глобализации, который сейчас подключен к аппарату жизнеобеспечения, ожидая, чтобы его усыпили миллионы безработных американцев. Тех самых, которые много лет наблюдали, как их рабочие места, их заводы, планы и надежды на будущее рушатся из-за аутсорсинга, офшоринга и славного «либерального мирового порядка» Киссинджера. Даже сейчас, когда экономика США разваливается, а безработные американские рабочие с тревогой ждут подачку в 1200 долларов от дяди Сэма, Киссинджер продолжает переживать об этом чудесном миропорядке, который значительно повысил «безопасность, порядок, экономическое благосостояние и справедливость».
Я согласен с Киссинджером в том, что мировой порядок после коронавируса будет значительно отличаться от того, что мы привыкли понимать под этим термином, но на этом следует остановиться. На самом деле, система, в которой доминируют Соединенные Штаты, разваливается, поскольку народы мира не хотят, чтобы ими управляли с помощью силы, потому что американские лидеры – некомпетентные горе-руководители, которым нельзя доверять ничего серьезного. А еще потому, что самонадеянная политика Вашингтона превратила огромные пространства Ближнего Востока и Центральной Азии в непригодные для жизни пустоши.