Россия превратилась в великую зерновую державу, но остается чистым импортером продовольствия

Россия, которая в последние десятилетия советской эпохи являлась крупным импортером зерна, соевых бобов и соевого шрота, превратилась в крупного экспортера зерновых. Страна стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы, на долю которого в 2017-2018 годах приходилось 20-23 процента общего объема мирового экспорта.

На рубеже веков российское сельскохозяйственное производство стало восстанавливаться быстрыми темпами, как в области растениеводства, так и животноводства. Производство зерновых в стране стало стабильно расти: за период с 1996-2000 по 2017-2019 гг. объем производства увеличился с 63 до 116 миллионов тонн в год. Основными зерновыми культурами являются пшеница, ячмень и кукуруза, на которые в 2017-2019 гг. приходилось соответственно 66, 16 и 11 процентов от общего производства зерна в натуральном выражении.

Рост производства зерновых привел к возникновению значительных излишков и увеличению экспорта. Согласно сообщению «Российского экономического журнала», Россия превратилась из чистого импортера зерна в объеме около 3 миллионов тонн (в среднем в год) в 1996-2000 гг. в чистого экспортера в объеме 47 миллионов тонн в год в 2017-2019 гг.

Помимо роста производства, еще одной причиной увеличения объема экспорта стало то, что резкое сокращения сектора животноводства в девяностые годы привело к снижению внутреннего спроса на зерно, используемое в качестве корма для скота. В конце советской эпохи, вместо того, чтобы экспортировать зерновые и масличные культуры для обеспечения кормами высокозатратного животноводческого сектора, Россия сократила его объем, заменила отечественную продукцию животноводства импортом и, начиная с 2000 года, стала экспортировать зерно на мировой рынок.

Российское производство зерна  и, соответственно, его экспорт, увеличивались в основном за счет роста урожайности, а не расширения посевных площадей. Уборочные площади зерновых культур сократились в России с 58 миллионов гектар в период с 1987 по 1991 год до 40 миллионов гектар в 1996-2000 гг., а затем незначительно выросла, достигнув в 2017-2019 гг. 41 миллиона гектар. В то же время, урожайность зерновых существенно возросла – с 1,63 тонны с гектара в 1987-1991 гг. до 2,81 тонны с гектара в 2017-2019 гг.

В течение последних нескольких лет производство зерновых в России увеличилось до 45 миллионов тонн. В 2019 году Россия поставила потребителям во всем мире зерновые на общую сумму около 25 миллиардов долларов, что превышает объем доходов от экспорта вооружений. Однако, проблема заключается в том, что пищевая промышленность страны отстает в развитии, из-за чего Россия импортирует большую часть готовых пищевых продуктов и особенно деликатесов.

«Основными статьями российского сельскохозяйственного экспорта являются зерновые, рыба и морепродукты, а также масложировая продукция, – говорится в статье, опубликованной «Российским экономическим журналом». – В 2017-2019 годах Россия обеспечивала 10-13 процентов всего мирового экспорта зерна, в том числе 20-23 процента экспорта пшеницы, что в натуральном выражении соответствует 80 процентам общего объема экспорта зерновых культур».

Производство животноводческой продукции также начало стремительно восстанавливаться в России после двухтысячного года. Если в 1996-2000 гг. общий объем животноводческой продукции составлял 3,6 миллиона тонн, то в 2017-2019 гг. этот показатель вырос более чем вдвое и достиг 9,2 миллиона тонн.

Особенно стремительным был рост производства курятины: объем производства вырос с 0,8 миллиона тонн в 2000 году до 4,7 миллиона тонн в 2019 году. Производство свинины также значительно возросло, в отличие, впрочем, от говядины. В упомянутой статье в «Российском экономическом журнале» говорится, что расширение производства мяса вытеснило импорт, который начал стабильно сокращаться после 2006-2010 года.

Проблема развития пищевой промышленности привлекла особое внимание после того, как Кремль ввел жесткий запрет на импорт сельскохозяйственной продукции из Европейского союза в качестве ответного удара на экономические санкции, наложенные на Россию в наказание за аннексию Крыма в 2014 году. Дорогой импортный сыр практически мгновенно исчез с полок магазинов, а российским производителям нечем было его заменить. После безумной гонки импортозамещения, и лишь через несколько лет, в России появилась отечественная сырная индустрия, и теперь там есть даже знаменитый «сибирский камамбер», но в целом отечественная пищевая промышленность остается недостаточно развитой.

Антироссийские санкции, а затем и очередная девальвация рубля стали благом для сельскохозяйственного сектора, поскольку они привели к еще большему снижению объемов импорта сельскохозяйственной продукции, что, в свою очередь, способствует развитию отечественной пищевой промышленности.

В 2013 году около 40 процентов (в стоимостном выражении) продуктов питания, потребляемых в России, было импортировано. Доля импорта мяса составляла около 25 процентов, а фруктов – почти 70 процентов. Надо сказать, что в России почти не выращивают отечественных помидоров, и основная часть этих овощей завозится из Турции.

Двойной удар по российскому продовольственному импорту был нанесен в 2014 году. Вдобавок к жестким санкциям в отношении импорта сельскохозяйственной продукции, двукратная девальвация рубля в конце года привела к тому, что цены на импортные продукты питания выросли почти в два раза. Разумеется, в результате объем потребления стал быстро сокращаться.

Таким образом, продуктовое эмбарго и падение обменного курса рубля коренным образом изменили динамику бизнеса в продовольственном секторе. Первый фактор представляет собой явный протекционизм, а второй – скрытый, косвенный протекционизм. После 2014 года они объединились, чтобы освободить место на российском рынке для отечественных производителей, которые начали расширять бизнес в сфере производства продуктов питания. Ранее проблема для российских предпринимателей заключалась в том, что стоимость инвестиций в завод по производству сыра была настолько велика, что их продукция не могла конкурировать с более дешевым французским камамбером ни по цене, ни по качеству. Зачем российскому потребителю было платить больше за отечественный сыр, который к тому же не столь приятен на вкус, если он мог купить оригинальный продукт дешевле? То же самое относится и к широкому спектру других деликатесов.

«В 2013 году основными статьями импорта сельскохозяйственной продукции были продукты животноводства, такие как мясо и молочные продукты, фрукты, орехи, полуфабрикаты и напитки, – говорится в статье. – К 2018 году импорт этих товаров заметно сократился, хотя они по-прежнему остаются доминирующими позициями в структуре импорта сельскохозяйственной продукции».

В последние годы развитие внутреннего рынка заметно ускорилось, но этот процесс еще далек от завершения. А между тем, перед Россией все еще стоит масштабная задача – завершить укрепление базовой сельскохозяйственной отрасли, которая обеспечит страну сырьем для пищевой промышленности. Хотя страна уже обрела самодостаточность, как в области производства мяса птицы, так и свинины, она все еще отстает в производстве говядины, а также некоторых других видов продукции животноводства.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий