Всего за менее, чем три десятка лет — лишь мгновение по историческим меркам, США превратились из единственной сверхдержавы в мире в гигантскую развалину, беспомощную против вируса и готовую обвинить весь остальной мир в собственных неудачах. Как недавно заметил журналист Irish Times Финтан О’Тул:
«На протяжении более двух столетий Соединенные Штаты вызывали и у остального мира самые разные чувства: любовь и ненависть, страх и надежда, зависть и презрение, гнев и трепет. Но никогда еще до этого момента никто не испытывал к ней чувство жалости».
Весьма точно. Но как и почему наступили такие условия «жалкости»?
Для любого, кто серьезно изучает имперскую политику, очевидно, что процесс начался задолго до Трампа, которого часто обвиняют в нынешнем положении дел. И действительно, одно примечательное письмо указывает, что переломный момент мог иметь место в середине 2014-го, задолго до того, как Трамп занял овальный кабинет.
Письмо, отправленное американским генералом Уэсли Кларком его преемнику на посту командующего НАТО в Европе Филиппу Бридлаву, относится к событиям на Украине, которые тогда только-только начали выходить из-под контроля. Во-первых, Владимир Путин взял под контроль Крымский полуостров, Затем в Донецке и Луганске начался пророссийский мятеж. Внезапно страна начала распадаться на куски, и США не знали что делать.
Именно в тот период Кларк и писал свою записку. Он сообщал Бридлаву: «Путин расценил бездействие США в Грузии и Сирии как слабость Америки». Но теперь, из-за тревожного поворота событий на Украине, так считают и другие. Он пишет:
«Китай внимательно наблюдает. В течение 5 лет у Китая появится 4 авианосца и доминирование в воздушном пространстве в западной части Тихого океана, если текущая тенденция сохранится. И если мы упустим Украину, это определенно повысит риск конфликта в Тихом океане. Если Россия получит Украину и Беларусь вступит в Евразийский союз, то вернется Советский Союз под другим названием… ни Прибалтика, ни Балканы не смогут легко противостоять политическим расколам, вызванным возрождающейся Россией, а что хорошего НАТОвские «гарантии безопасности» могут сделать против внутреннего подрыва? И тогда США обнаружат для себя намного более сильную Россию, рассыпающийся блок НАТО и множество проблем в западной части Тихого океана».
Еще в 1960-х годах бойцы фронтов холодной войны утверждали, что если Вьетнам окажется во власти коммунистов, то их примеру может последовать Таиланд, Бирма и даже Индия. Но предложение, которое теперь советовал Кларк, было еще более крайним — теория супердомино, о том, что небольшое националистическое восстание в части мира, которую мало кто в Америке может найти на карте, недопустимо, потому что может привести в действие расшатывание всей международной структуры. Контроль западной части Тихого океана войсками США и НАТО, победа над Советами, все это было бы потеряно из-за крохотной кучки в несколько тысяч человек, которые хотели продолжать говорить на родном русском языке.
Реальная проблема заключалась не в желании противостояния как таковом, а скорее в явлении, которое историк Пол Кеннеди назвал «чрезмерным растяжением империи». Как и ранее империи до них, империя Соединенных Штатов стала слишком обширной за 25 лет однополярности, в результате чего стратеги вынуждены были удерживать вместе все более хрупкую структуру.
Проблема была в следующем: структура была настолько хрупкой, что любая попытка империи решить ее бульдозерским натиском, как она могла себе это позволить в более молодые свои годы, только усугубляла проблему. Повстанцы продолжали удерживать свои позиции в Донецке и Луганске благодаря поддержке России, пока правительство в Киеве продолжало погрязать во все большей коррупции. На Ближнем Востоке ситуация оказалась настолько сложной и запутанной, что в какой-то момент союзники США Саудовская Аравия и Катар снабжали боевиков ДАИШ. Из-за развязанного американской политикой бардака, миллионы беженцев вскоре устремились в Европу, где вызвали сильную негативную реакцию коренного населения, что продолжается и по сей день. Гегемония США превратилась в кошмар.
Так же было и в Америке, потрясенной ваххабитским терроризмом и лишенной сил в результате войн на Ближнем Востоке, которые ни к чему не привели, и, похоже, никогда не кончались. Трамп обещал «осушить болото», и мог бы, оказавшись в президентском кресле, это сделать, имей он действительное намерение обуздать американскую имперскость и способность противостоять ЦРУ. Однако силовые структуры нанесли ответный удар, запустив классическую кампанию дестабилизации, основанную на теме российского сговора, на фоне того, как идеи Трампа относительно внешней политики оказались еще более беспорядочными, чем при Обаме.
Так что коллапс ускоряется — вот почему Америка сейчас представляет из себя беспомощного гиганта. У руля безумец, тогда как лучшее что могут предложить демократы, это кандидат с ранней формой старческого слабоумия. Никто не знает, как с этого момента будет разворачиваться ситуация. Но кое-что ясно. Первое, это то, что процесс не начался при Трампе, а второе, что он продолжится вне зависимости от того, кто победит в ноябре. Когда обрушение начинается, его уже нельзя остановить.