Согласно заявлению командования ВВС США, тяжелые бомбардировщики В-1В «Bone», которые совершали полеты в черноморский регион и обратно на прошлой неделе, выполняли учебные задачи по отработке алгоритма применения противокорабельных ракет большой дальности (LRASM) AGM-158C. ВВС в последнее время уделяют большое внимание применению этих стареющих машин для отражения угроз на море, но основной акцент делается на операции, связанные с потенциальным кризисом в Тихом океане. Недавние маневры показывают, что у Пентагона имеется желание исследовать возможности использования В-1В в случае возникновения непредвиденных обстоятельств в Европе и на Черном море, где они могли бы представлять особенно серьезную угрозу для российского Военно-морского флота, и Кремль, безусловно, обратил на это внимание.
29 мая 2020 года два дальних бомбардировщика В-1В из 28-го бомбардировочного крыла, базирующегося на авиабазе Эллсворт в Южной Дакоте Южная Дакоте, провели стратегические маневры в черноморском регионе, координируя свои действия с различными самолетами союзников по НАТО и других европейских партнеров.
В рамках учений они впервые совершали совместные операции с истребителями украинских ВВС Су-27 и МиГ-29, а также отрабатывали заправку топливом с турецкого танкера KC-135R. Командование Военно-воздушных сил США в Европе (USAFE) подтвердило, что бомбардировщики B-1 провели у берегов Крыма практические тренировки по условному применению крылатых ракет большой дальности AGM-158C, однако, остается неясно, имелись ли на борту самолетов ракеты.
Бомбардировщики В-1В выполняли аналогичные учебные задачи, хотя и нерегулярно, в Тихом океане и в Европе, с тех пор как ВВС внезапно завершили свою миссию на авиабазе Андерсен на Гуаме в апреле 2020 года, о чем первым сообщило издание The War Zone. Это положило конец примерно 16-летнему периоду регулярного развертывания В-1В и В-52 продолжительностью 6 месяцев, на базе Андерсен. Теперь вместо этого ВВС перешли к тактике «динамического применения сил», которая получает все более широкое распространение. Речь идет о неожиданных кратковременных развертываниях, призванных удержать потенциальных противников от необдуманных действий за счет создания дополнительной неопределенности и риска для их военных планировщиков.
Американские стратегические бомбардировщики уже сейчас обладают огромной гибкостью в применении различных вооружений и в ближайшие годы получат возможность использовать новые виды ракет, включая гиперзвуковые, что еще больше увеличит их возможности наносить удар, оставаясь вне зоны поражения средств ПВО противника. В этой связи В-1В уделяют особое внимание изучению возможностей расширения арсенала вооружений, которые они могут нести на борту, используя внешние пилоны. В то же время, в последние годы наблюдается возрождение интереса к использованию стратегических бомбардировщиков, вооруженных ракетами дальнего действия, и в частности В-1В, для поддержки операций на море.
«Противокорабельные ракеты LRASM играют важнейшую роль в обеспечении доступа Военно-морских сил США в любые зоны потенциальных операций, как в открытом океане, так и в прибрежной зоне, благодаря их исключительной способности различать цели с большого расстояния, – заявил подполковник ВВС Тимоти Альбрехт, офицер 603 Центра воздушных операций USAFE, комментируя полеты 29 мая в черноморский регион. – С увеличением количества морских угроз и наращиванием возможностей потенциального противника по блокированию доступа и созданию бесполетных зон, эта скрытная противокорабельная крылатая ракета может снизить риск поражения наших активов за счет обхода и уничтожения передовых систем противовоздушной обороны противника».
Бомбардировщики В-1В получили возможность нести ракеты AGM-158C во внутренних отсеках с декабря 2018 года. В апреле ВВС опубликовали фотографии военнослужащих на Гуаме, загружающих В-1В ракетами AGM-158 во время кратковременного развертывания на этой стратегической территории США. Это явно было сигналом, направленным противникам США в регионе, и прежде всего, Китаю.
Недавнее заявление ВВС США о новом противокорабельном направлении в комплексе задач бомбардировочной авиации является сообщением, предназначенным для России и ее Черноморского флота. Черное море, в случае крупного военного конфликта, скорее всего, превратится в настоящий тир для противокорабельных ракет, но у ВМФ России имеются начальные преимущества. Единственный путь в Черное море и обратно лежит через проливы Босфор и Дарданеллы, которые контролирует Турция. В соответствии с конвенцией Монтре, страны, не имеющие прямого выхода к Черному морю, не могут держать там свои военные суда более 21 дня, а также использовать корабли, превышающие определенный суммарный тоннаж.
Кроме того, отправка В-1В в черноморский регион и их совместные тренировочные полеты с украинскими ВВС также являются недвусмысленным сигналом Москве. В 2014 году Кремль незаконно захватил украинский Крымский полуостров, выступающий в Черное море, и военную базу, расположенную там, а впоследствии начал активно поддерживать сепаратистов в восточных регионах страны. Российские вооруженные силы постоянно наращивают свое военное присутствие в Крыму, в том числе размещая боевые самолеты, ракетные комплексы ПВО большой дальности и противокорабельные береговые ракетные батареи. Российские истребители Су-27 Flanker, базирующиеся в регионе, вылетели на перехват бомбардировщиков В-1В во время их миссии 29 мая.
Учитывая все сказанное, средства береговой противокорабельной обороны союзных и партнерских государств региона, таких как союзник США по НАТО Румыния, которая направила свои самолеты для участия в маневрах, а также Болгария, может приобрести критическую важность в любом морском сражении. Один бомбардировщик В-1В, по всей вероятности, будет способен нести 24 ракеты LRASM. Всего Черноморский флот России располагает примерно 50 надводными кораблями и полудюжиной подводных лодок. Относительно небольшой отряд В-1В может реально поразить все эти цели массированным ракетным залпом в течение сравнительно короткого промежутка времени.
Способность В-1В взлетать с баз, находящихся на большом расстоянии от границ региона, для нанесения противокорабельных ракетных ударов из-за пределов досягаемости средств ПВО в черноморском регионе может быть исключительно ценным качеством. Возможность осуществлять вылеты непосредственно из США для выполнения подобных операций могла бы избавить ВВС США от необходимости использовать базы на территории Европы, которые и сами могут быть уязвимыми для ударов противника.
Противокорабельные ракеты дальнего действия сконструированы так, чтобы находить путь к цели самостоятельно, в том числе в тех случаях, когда система навигации с помощью GPS и двусторонние каналы передачи данных заблокированы, и использовать скрытые функции для уклонения от ПВО противника. Она также использует на финальной стадии полета инфракрасную головку самонаведения, которая неуязвима для средств радиоэлектронной борьбы.
Не приходится удивляться, что, учитывая все вышесказанное, Россия обращает пристальное внимание на увеличение числа боевых вылетов американских бомбардировщиков. В ходе брифинга 1 июня российское Министерство обороны осудило воздушную активность США, а также других членов НАТО, назвав их действия провокационными. Основное внимание уделялось воздушно-морским маневрам, которые Североатлантический союз провел в начале мая в Баренцевом море. «Впервые после завершения Второй мировой войны и в преддверии 75-й годовщины победы над нацистской Германией оперативная группа военно-морских сил НАТО провела учения в Баренцевом море», – сказал начальник главного оперативного управления Генерального штаба ВС России генерал-полковник Сергей Рудской.
«Во время этих учений они отрабатывали задачи по поражению целей на российской территории и перехвату российских баллистических ракет, – продолжил он. – Мы рассматриваем эти действия как провокацию, хотя американская сторона уведомила нас о заходе своих кораблей в Баренцево море на короткий срок».
Рудской также отметил рейд В-1В в Черное море 29 мая и другие операции группы бомбардировщиков в международном воздушном пространстве вблизи границ России в Европе и Тихоокеанском регионе в последние месяцы. В том числе он упомянул о беспрецедентном полете одного из бомбардировщиков в район Охотского моря, с трех сторон окруженного российской территорией, чего обычно военные самолеты ВВС США не решаются предпринимать.