Террористические атаки исламистов, направленные против христиан в Турции, заметно усилились. Так, в Рождество 2011 года был раскрыт крупномасштабный заговор террористической группировки «Аль-Каида», которая намеревалась «взорвать все церкви в Анкаре». Накануне рождества 2015 года другая террористическая организация, ДАИШ (ИГИЛ), угрожала уничтожением по крайней мере 20 протестантских церквей. Фанатики заявляли, что «заповеди Корана…предписывают нам убивать вероотступников, таких как вы».
В 2017 году, как сообщали многие СМИ, боевик в костюме Санта-Клауса во время празднования Нового года проник в один из ночных клубов Стамбула и убил 39 человек. Этот «героический воин халифата», как позднее утверждала организация ДАИШ, «атаковал самый знаменитый ночной клуб, где христиане проводили свои языческие празднования». Далее в этом заявлении власти Турции были названы «слугами креста».
На самом деле, ненависть к христианам в некогда светской Турции проникла в последнее время во все слои общества – от обычных граждан мусульманской веры до высших чинов правительства. Примеров, подтверждающих это заключение, множество. Два самых распространенных проявления этой ненависти – убийства христиан и нападения на церкви.
В городе Малатья на востоке страны в 2009 году группа молодых турок, среди которых был и сын мэра города, ворвалась в библейское издательство. Они связали трех христиан-служащих, пытали их на протяжении нескольких часов, а затем убили. «Мы сделали это не для себя, а для нашей веры, – сказал один из обвиняемых. – Пусть это станет уроком для врагов ислама». Позже все они были освобождены из тюрьмы по формально-юридическим основаниям.
В 2012 году 85-летняя армянская женщина была убита ножом в своей квартире в Стамбуле. Чтобы никто не заблуждался по поводу мотивов, убийца вырезал на обнаженном трупе распятие. Согласно сообщениям СМИ, «этот случай нападения на пожилых армянок является пятым за последние два месяца (одна из них осталась жива, но потеряла глаз)».
В 2019 году «86-летний грек был найден убитым в собственном доме со связанными руками и ногами». Согласно сообщениям, он также подвергался пыткам. В конце того же года, 16-летний юноша-мусульманин убил корейца, христианина-евангелиста, ударив его ножом в сердце несколько раз. Погибшему было 41 год, у него были жена и дети.
Еще более распространенными, чем целенаправленное убийство христиан, являются нападения, связанные с церквями. Так, в 2014 году неорганизованная группа мусульман сорвала обряд крещения младенца в Стамбуле. Они ворвались в здание церкви с нецензурными ругательствами. Один из хулиганов угрожал присутствующим ножом. «Это не первый и не последний подобный случай», – сказал местный христианин.
В 2015 году, с криками «Аллах велик» и «мечеть Аль-Акса будет отмщена», мужчина-мусульманин бросил коктейль Молотова в здание православной церкви Святой Троицы в Стамбуле и поджег часть помещения. В ходе другого подобного инцидента четверо граждан Турции, кричавшие «Аллах велик», били ногами в дверь церкви одного из городов черноморского побережья. По словам оказавшегося в осаде священника, они хотели «ворваться вовнутрь, избить кого-то или оскорбить прихожан каким-либо иным образом».
Только в течение 2015 года пятнадцать церквей получили смертельные угрозы за «отступничество от Аллаха». «Неверные,– гласила одна из угроз, – день, когда мы сломаем вам шеи, скоро настанет. Да будет прославляем и превозносим Аллах!». «Подобные угрозы не являются чем-то новым для христианской общины этой страны, которая живет здесь и хочет воспитывать здесь своих детей», – прокомментировали это церковные иерархи Турции.
Когда мужчина открыл огонь по католической церкви Святой Марии в городе Трабзон в 2018 году, это было далеко не первым случаем нападения на эту церковь. Несколькими неделями ранее в церковный сад было брошено самодельное взрывное устройство. В 2016 году мусульмане с криками «Аллах велик» пытались обезобразить фасад здания с помощью кувалд. В 2011 году церковь также подвергалась нападениям и угрозам из-за того, что ее крест виден издалека. А в 2006 году ее настоятель Андреа Санторо был убит из огнестрельного оружия во время службы.
Угрозы и акты вандализма, такие как обезображивание церквей, особенно распространены в Турции. В начале 2019 года полные ненависти граффити, среди которых одна гласила «Вам конец!», были обнаружены на стенах армянской церкви Пресвятой богородицы в Стамбуле. Комментируя это событие, один армянский активист написал в Твиттере: «Каждый год в стране совершаются десятки подобных нападений на почве ненависти, направленных против церквей и синагог».
В конце 2019 года один мужчина-мусульманин, который выкрикивал оскорбления и угрожал физической расправой в отношении христиан, собравшихся в церкви Святого Павла в Антали, сказал, помимо прочего, что «с большим удовольствием уничтожил бы всех христиан, поскольку христианство является своего рода болезнью в Турции».
А совсем недавно, 8 мая 2020 года мужчина пытался поджечь церковь в Стамбуле, которая ранее неоднократно подвергалась различным актам вандализма и была обезображена надписями, наполненными ненавистью.
В отличие от вандалов, выкрикивающих угрозы и нападающих на церкви, турецкие власти имеют право просто конфисковать или закрыть их, как это случалось уже неоднократно. В одном из случаев полиция, как и упомянутые выше мародеры, сорвала обряд крещения. Полицейские ворвались в здание и помешали вести службу, а затем несанкционированная церковь была официально закрыта. «В Турции не существует способа легализации церквей», – отмечалось в сообщении.
Когда невозможно найти повод, враждебно настроенные турки прибегают к иной тактике. Так, в попытке не допустить присутствия христианства в интернете, власти заблокировали сайт одной из церквей, объявив его «порнографическим». Мотивация запрета была, по словам представителя церкви, «ужасающая». «Это позор. Подобные обвинения причиняют нам особенно сильную боль, поскольку мы всегда придерживались высоких нравственных стандартов», – сказал он.
Кроме того, древние церкви, просуществовавшие несколько веков до исламизации страны, такие как Студийский монастырь, древнейшее место поклонения христиан в Малой Азии, основанный в четвертом веке, за тысячу лет до исламского завоевания Византии, превращаются в мечети.
В одном из сообщений, после объяснения, каким образом турецкое правительство построило за десять лет около 9 тысяч мечетей и в то же время запретило литургию в монастыре Сумела, еще одном историческом месте, открытом в 386 году, за тысячу лет до того, как Малая Азия превратилась в Турцию, говорится: «Этот акт произвола со стороны властей является, по всей вероятности, очередной демонстрацией «неофициального» статуса христианства в стране и причисления христиан к людям второго сорта».
Ненависть к христианам в Турции достигла той точки, когда «неверных» преследуют даже после смерти. Нападения на христианские кладбища происходят все чаще и становятся все более разрушительными. Это дало повод одному христианину задать горький вопрос: «Что, теперь настала очередь наших покойных терпеть гонения?»
Согласно сообщению, опубликованному в марте 2020 года, 20 из 72 надгробий на одном из христианских кладбищ в Анкаре были найдены разрушенными. В другом месте недавно преступниками был сломан крест на могиле скончавшейся женщины. А несколькими днями ранее церковный обряд ее отпевания был прерван громкими криками «Аллах велик!»
Что же стоит за этими нападениями на все, так или иначе связанное с христианством – людей, здания, и даже могилы? Недавно один турецкий журналист ответил, что в стране сформировалась атмосфера ненависти. «Однако, эта атмосфера ненависти не возникла на ровном месте. Семена нетерпимости распространяются повсюду, начиная от начальных школ, через книги, опубликованные Министерством национального образования, в которых христиане изображаются как враги и вероотступники. Индоктринация продолжается посредством газет и телеканалов, ведущих антихристианскую пропаганду в соответствии с государственной политикой. И, разумеется, нельзя не упомянуть о том, что проповеди в мечетях и разговоры в кофейнях еще больше разжигают эту ненависть», – написал он.
Другими словами, население Турции, прежде преимущественно светское, теперь обучается ненавидеть христиан. Примечательно, что даже всего этого недостаточно, чтобы фанатики из ДАИШ не обвиняли Турцию в том, что она «служит кресту».
Хотелось бы знать, что же тогда эти так называемые «радикальные мусульмане» – кстати, по различным данным, в одиннадцати странах от 63 до 287 миллионов мусульман поддерживают террористическую организацию ДАИШ и ее идею «исламского государства» – считают «правильным обращением» с христианами.