Первоисточник «досье Кристофера Стила»: загадочный русский сотрудник аналитического центра Демократической партии, чье алкогольное прошлое проигнорировало ФБР

Таинственный «первичный источник», который Кристофер Стил долго скрывал, чтобы защитить свое полностью дискредитированное досье о сговоре предвыборного штаба Трампа с Россией–- бывший аналитик Брукингского института Игорь Данченко, гражданин России, у которого в прошлом была судимость и другой личный «багаж», проигнорированный ФБР при проверке информации, которую он предоставил Стилу. Несмотря ни на что, агенты продолжали использовать это досье в качестве основания для расследования в отношении команды президента Трампа и слежки за его советниками по подозрению в шпионаже.

42-летний Данченко, нанятый Стилом в 2016 году для создания сети источников с целью раскапывания всевозможной грязи о Трампе и России для предвыборной кампании Хиллари Клинтон, был арестован, осужден и заключен в тюрьму за публичное пьянство и хулиганство. Согласно материалам уголовного дела, он подвергся судебно-психологической и наркологической экспертизе.

Первые проблемы с законом возникли у Данченко в то время, как он начал работать на Брукингский институт — ведущий аналитический центр демократов в Вашингтоне, где он завел дружбу с Фионой Хилл, советником Белого дома, которая давала показания против Трампа в ходе прошлогодних слушаний по импичменту. Хилл была близка и со своим боссом Стилом, которого она знала с 2006 года. Она встретилась с этим бывшим офицером британской разведки во время избирательной кампании 2016 года, а затем получила от него сырую неопубликованную версию развенчанного ныне досье.

Согласно недавно рассекреченному отчету ФБР о встрече с Данченко, агентам стало известно, что ключевые обвинения в досье Стила были в значительной степени основаны на сплетнях и застольных разговорах между Данченко и собутыльниками, большинство из которых были его друзьями детства из России. В этой записке ФБР отмечает, что Данченко сообщил об одном из своих источников как о человеке, с которым «крепко выпивали». ФБР отказались прокомментировать ситуацию, а попытки связаться с Данченко по телефону не увенчались успехом.

Наблюдательный совет Министерства юстиции недавно разоблачил самые возмутительные обвинения против Трампа и обвинил ФБР в том, что оно полагалось на такие «источники» для получения разрешения на тайное прослушивание. В настоящее время действия сотрудников ФБР являются предметом масштабного уголовного расследования, возглавляемого специальным прокурором Джоном Даремом.

В марте 2013 года, за три года до начала работы над досье Стила, федеральные власти в Гринбелте, штат Мерилент, арестовали и обвинили Данченко в нескольких правонарушениях, включая «употребление алкоголя в публичном месте, хулиганство и вождение автомобиля с двухлетним ребенком, не пристегнутым ремнем безопасности». Данченко, который находился в США по рабочей визе, был освобожден из тюрьмы при условии, что пройдет тестирование на наркотики и будет «участвовать в программе терапии против токсикомании». Его адвокат обратился к суду с просьбой разрешить ему поездку в Москву «по вопросам, связанным с работой», и это разрешение было предоставлено. В конце концов, через несколько месяцев Данченко заключил соглашение о признании вины и выплатил соответствующие штрафы.

В то время Данченко являлся сотрудником Брукингского института, где он стал протеже Хилла. Они совместно работали по крайней мере над двумя документами по России. Кроме того, Данченко сотрудничал с другим коллегой над проектом по выявлению предполагаемого плагиата в докторской диссертации российского президента Владимира Путина, чем он сам и его адвокат хвастались во время встречи с агентами ФБР.

Строуб Тэлботт, бывший сотрудник администрации Билла Клинтона и глава аналитической группы в предвыборном штабе Хиллари Клинтон, лично позвонил Стилу в Лондон чтобы предложить ему помощь в работе над досье, которое тот составлял на основе «каналов» Данченко. Стил позвонил Тэлботту незадолго до ноябрьских выборов, во время которых Тэлботт попросил распространить материалы среди высших должностных лиц Госдепартамента. После неожиданной победы Трампа, настроение в Брукингском институте было «похоронным», а Тэлботт и Стил раздумывали, как распорядиться досье в будущем.

Во время переходного периода Трампа Тэлботт призвал Хилл покинуть Брукингс и устроиться на работу в Белый дом, чтобы стать одной из ключевых фигур кампании «рашагейт». С 2017 по 2019 год она работала заместителем помощника президента и старшим директором по делам Европы и России в Совете национальной безопасности.

Хилл покинула Белый дом незадолго до того, как один из ее коллег Эрик Сиарамелла вступил в сговор с демократами и заявил, что Трамп оказывал давление на президента Украины, чтобы тот начал расследование дела Байдена и его сына в обмен на американскую военную помощь. Вскоре демократы начали слушания по привлечению Трампа к ответственности, назвав при этом Фиону Хилл одной из главных свидетельниц.

В ходе одного из допросов Хилл сообщила, что Стил обращался к ней за информацией о каком-то таинственном человеке, но она утверждала, что не может вспомнить его имя. Кроме того, она не смогла вспомнить день и даже месяц, когда встречалась со Стилом.

В настоящее время следственная группа Конгресса пересматривает ее показания, в то же время внимательно изучая вопрос об освобождении Брукингского института от налогов, который стал связующим звеном в скандале с досье Стила. Зарегистрированный как некоммерческая организация, этот аналитический центр не имел права на лоббистскую деятельность и участие в политических кампаниях. Следователи пытаются выяснить, сыграл ли институт какую-то роль в разработке досье. С Фионой Хилл, которая в январе 2020 года вернулась в Брукингс в качестве старшего научного сотрудника, не удалось связаться для комментария, а дирекция института не отреагировала на запросы.

На данный момент следствию известно, что бывший сотрудник британской разведслужбы Кристофер Стил не был в России на протяжении десятков лет и явно не имел там полезных источников. Таким образом, он полностью полагался на сведения Данченко и его предполагаемой «сети контактов», которая, как выяснило ФБР, была не чем иным, как «кругом общения».

Данченко признался, что не имел никаких связей с Кремлем и не располагал информацией, когда Стил нанял его для расследования сговора между Россией и предвыборным штабом Трампа. Не зная как поступить, он обратился к разрозненной группе российских и американских журналистов. Как и он сам, его друзья зарабатывали на распространении сплетен, и они снабдили Данченко ворохом ложных «слухов и спекуляций», которые Стил, в свою очередь, дополнительно приукрасил хитроумными деталями и продал своему клиенту как «разведданные».

Однако, вместо того, чтобы закрыть дело, ФБР продолжало полагаться на информацию, которую Данченко передал Стилу. Любопытно, что одним из источников был «анонимный голос в телефонном разговоре, который продолжался 10-15 минут». Данченко сообщил ФБР, что, как он позже выяснил, этим консультантом был некий Сергей Миллиан, риэлтор из Нью-Йорка, уроженец Белоруссии. В досье Стил назвал его «этническим русским, близким соратником кандидата в президенты США от республиканцев Дональда Трампа».

В то время Данченко указывал в своем резюме в качестве нанимателя рекрутинговую компанию Target Labs, принадлежащую этническим русским. Но фактически он не был ее сотрудником. Благодаря весьма необычной сделке, которую Стил заключил с этой компанией, Данченко смог использовать Target Labs в качестве прикрытия.

Стил согласился ему помочь заключить специальное соглашение с Target Labs, где российский друг Данченко был одним из руководителей. Согласно этому соглашению компания привлекла Данченко к работе в качестве наемного работника, но не включала его официально в фонд заработной платы. Данченко продолжал работать на Стила и получал деньги от Orbis в форме платежей, направляемых через Target Labs. Иными словами, рекрутинговая компания служила юридической крышей, через которую Данченко выплачивали ежемесячную зарплату за работу на Orbis.

Хотя за Данченко формально был закреплен рабочий стол в офисе, он не получал от компании никаких заданий. То есть, фактически, Данченко был «сотрудником-призраком». В ответ на просьбу прокомментировать ситуацию, представитель Target Labs ответил, что Данченко «больше не работает с нами». Данченко «вычистил» свой аккаунт в социальных сетях и заявил ФБР, что удалил все электронные сообщения, так или иначе связанные с досье, включая тексты и электронные письма, а также выбросил все рукописные пометки из разговоров с «источниками.

В конечном итоге, Стил заработал за свое фальшивое досье как минимум 168 тысяч долларов, а Данченко – «нераскрытую большую сумму».

 

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий