Выставив «Газпрому» штраф в размере 6,5 миллиардов евро, Варшава, похоже, сильно просчиталась, настроив против себя не только российскую энергетическую компанию, но, как и предполагалось, и ее европейских партнеров по проекту газопровода «Северный поток – 2», чего польские власти явно не учли. Даже многие из руководства Европейского Союза были шокированы огромным штрафом, который Польша пытается взыскать с «Северного потока — 2».
Вполне может быть, что Польское управление по защите конкуренции и прав потребителей (UOKiK) сильно просчиталось при определении суммы штрафа «Газпрому». Но при этом UOKiK, по всей видимости, вышло за рамки своей сферы полномочий. Как сообщает немецкая компания Uniper, являющаяся поставщиком энергоресурсов, существующие соглашения по «Северному потоку-2» не имеют ничего общего с совместным предприятием, поэтому польские законы о контроле за слияниями к ним не применимы. Первоначально планировалось осуществлять финансирование строительства газопровода «Северный поток — 2» через создание совместного предприятия. Однако для этого участвовавшие в проекте компании должны были получить разрешение ото всех стран, в которых они работают, а также от Польши, единственной страны ЕС, которая заблокировала это решение. Решение об отказе от создания совместного предприятия было принято без лишних слов, чтобы не тратить время и деньги на споры с польскими властями.
Партнеры по проекту разработали альтернативную модель финансирования «Северного потока — 2», и вместо того, чтобы присоединиться к компании-оператору Nord Stream 2 AG в качестве компаньона, европейские энергетические компании участвуют в проекте в качестве кредиторов, поэтому польское антимонопольное законодательство на них не распространяется. Однако «Газпром», являющийся основным акционером Nord Stream 2 AG, передал своим европейским партнерам акции компании в качестве залога за предоставление финансирования. Если российская сторона перестанет выплачивать долги по кредитам, европейские корпорации автоматически становятся собственниками Nord Stream 2 AG. Ссылаясь на это условие, антимонопольные органы Польши объявили европейские компании-партнеры квази-акционерами проекта газопровода.
Этим UOKiK и оправдывает непомерный штраф против «Газпрома» и штрафы в размере около 55 миллионов евро против Uniper (Германия), Wintershall (Германия), Engie (Франция), OMV (Австрия) и англо-голландской Shell. Ни «Газпром», ни «Северный поток — 2» на данный момент не находятся под угрозой каких-либо финансовых рисков, и российская группа уже объявила, что обратится в суд по поводу штрафов.
Польша, конечно, теперь понимает, что их попытки взыскать штраф с проекта «Северный поток — 2» ни к чему не приведут. Цель польского правительства не столько в том, чтобы в долгосрочной перспективе вытянуть из «Газпрома» крупную сумму денег, сколько в том, чтобы полностью похоронить проект газопровода. И именно в этом Варшава сильно просчиталась — не только в отношении реакции Европы, но и решимости России.
Их желание аннулировать «Северный поток — 2» объясняет, почему власти Польши объявили о своем решении именно на прошлой неделе. Отношения между ЕС и Россией обострились из-за дела Навального и ситуации в Беларуси. Франция и Германия собираются вводить новые санкции против России из-за Навального и продолжают оказывать давление на Беларусь.
Другой вопрос, насколько эффективными будут эти меры. Санкции, ставшие обычным способом обращения Запада с Москвой, давно переродились в некую двусмысленность. Россия научилась соответствующим образом защищать свою экономику, а это означает, что санкции превратились в фарс. Запад регулярно расширяет свои черные списки компаний и частных лиц, попавших под санкции, но существенного эффекта это не дает. Политических сил, остро заинтересованных в провале «Северного потока — 2», предостаточно на Западе, и в настоящее время они раздувают дело Навального в надежде еще больше – а возможно, и навсегда — оторвать ЕС от России. Но этого не произойдет, поскольку Европа отчаянно нуждается в российских энергоресурсах, и поэтому «Северный поток — 2» остается таким важным проектом для всех его участников.
Польша играет ключевую роль в попытках поставить крест на «Северном потоке — 2», и решение UOKiK — это еще один шаг, который мог бы, наконец, заставить Европу отказаться от проекта строительства газопровода. Согласно совместному заявлению Франции и Германии, в настоящее время готовятся меры в отношении лиц, причастных к делу Навального и к разработке так называемой программы «Новичок».
Несмотря на эти меры, Западная Европа выводит этот энергетический проект, важный для ее собственного будущего, из-под рисков, в то время как Польша вызывает еще большее недовольство со стороны крупных европейских компаний, усматривающих в ее действиях угрозу своей деятельностью. Штраф, выставленный «Газпрому», может быть проблемой для России, но штрафы ведущим корпорациям Германии, Франции, Нидерландов, Великобритании и Австрии гарантированно вызовут гнев многих крупнейших владельцев капиталов Европы. Действия, предпринимаемые Варшавой, чтобы помешать реализации «Северного потока-2», явно идут вразрез с тем, на что они рассчитывали, поскольку почти нет никаких сомнений в том, что проект «Северный поток-2» будет завершен.