По иронии судьбы, нефтехимия и производство пластмасс могут получить толчок к дальнейшему развитию благодаря новой технологии, которая, по словам ученых, позволит превратить горы пластиковых отходов в Священный Грааль для получения газообразного водорода.
Великое Тихоокеанское мусорное пятно прочно заняло свое место в списке кошмаров человечества с тех пор, как его обнаружили более 30 лет назад. Ведь площадь этого гигантского скопление морского мусора в два раза превышает территорию Техаса.
Мы пытаемся запрятать эту проблему в самые укромные уголки нашего разума, но это проигрышная битва с экзистенциализмом. Пятно все еще там — и увеличивается с каждой минутой.
Тем не менее, всего три года назад ООН объявила загрязнение планеты пластиком глобальным кризисом.
И нынешний 2020-й год должен был войти в историю как год, когда мы действительно планировали начать отход от масштабного использования пластика. Но на самом деле все оказалось не так. Этому помешал глобальная пандемия, и к тому же индустрия производства пластмасс оказалась более живучей, чем можно было подумать.
Пандемия стала спасательным кругом для пластмассового производства, предоставив отрасли возможность отодвинуть на время введение запрета на пластики. Администрация Трампа по сути выдала этой отрасли открытую лицензию на загрязнение, ослабив в условиях пандемии требования законодательства и уменьшив штрафы, связанные с загрязнением окружающей среды.
Но может оказаться так, что все это не будет иметь никакого значения — благодаря усилиям ученых, придумавшим способ противостоять пластиковой угрозе.
Группа исследователей из Великобритании, Китая и Саудовской Аравии разработала новую технологию, которая позволяет воплотить в жизнь то, о чем мы могли только мечтать – с ее помощью можно превращать пластиковые отходы в водород и углеродные нанотрубки путем измельчения пластика в порошок под воздействием микроволн и добавления туда оксида железа и оксида алюминия, выполняющих роль катализаторов.
Пластиковая баня
Микроволны нагревают катализаторы, не нагревая при этом пластик, который попутно нагревается случайным образом от катализаторов. По словам ученых, такой подход предотвращает появление нежелательных побочных реакций, что делает процесс более эффективным.
Исследователи признают, что пока не понятно, можно ли будет внедрить эту технологию в промышленных масштабах. Тем не менее, полученные ими результаты впечатляют: процесс преобразования пластика занимает всего от 30 до 90 секунд и обеспечивает 97-процентный коэффициент извлечения образовавшегося водорода, который можно будет использовать в качестве топлива. Между тем, углеродные нанотрубки получаются достаточно хорошего качества, и их можно использовать для разных целей. Разработчики отмечают, что микроволны уже успешно используются в крупномасштабных проектах, а это означает, что есть хороший шанс масштабировать технологию до промышленных масштабов.
Сланцевый бум стал бумом и для производства пластмасс, поскольку это открыло возможности для более широкого использования дешевого ископаемого топлива в производстве пластмасс. И с тех пор индустрия пластмасс стремится к более полной кооперации с нефтехимией. Действительно, производители пластика полностью проигнорировала растущий мегатренд, ориентированный на экологию и прочие ESG-факторы, который привел к уходу больших денег от грязного ископаемого топлива. Похоже, их совсем не пугает призрак отказа от инвестиций со стороны крупного капитала.
А в Азии ничто не может остановить мощный напор пластиковой индустрии.
По данным Bloomberg, азиатские производители нефти — во главе с китайцами — готовы расширять и строить новые нефтеперерабатывающие заводы, которые смогут выпускать продукты нефтехимии в больших объемах, увеличивающихся быстрыми темпами.
К 2025 году Китай планирует добавить еще 1,6 миллион баррелей в сутки к мощностям своих нефтеперерабатывающих заводов.
А ведь есть еще и Индия, чья компания Reliance Industries активно наращивает объемы производства нефтехимии, удвоив мощности всего за несколько лет и тем самым нанося удар по рынку нефтехимии.
В течение следующих четырех лет в Азии на рынок выйдут новые мегазаводы по нефтепереработке — все они будут дешевой подпиткой остро нуждающегося в нефтехимии производства пластмасс.
В течение следующих семи лет более 50% новых мировых нефтеперерабатывающих мощностей будет приходиться на Азию. И из этих новых мощностей до 80 процентов будет сосредоточено на нефтехимии для… производства пластмасс.
Другой фактор, способствующий укреплению нефтехимпрома — это спрос. Нефтехимия, несмотря на неутешительные прогнозы по спросу на нефть, совсем не пострадала благодаря росту индустрии пластмасс. Мало того, спрос на продукты нефтехимии может оказаться единственным, что спасет добычу сырой нефти от полного обвала.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), в ближайшее десятилетие на нефтехимию будет приходиться более одной трети роста мирового спроса на нефть. А к 2050 году на нее может приходиться почти половина роста мирового нефтяного спроса.
Но в Соединенных Штатах будущее пластмассовой промышленности не столь определенно, если отбросить отвлекающие факторы пандемии.
Действительно, недавний отказ Трампа от законов EPA, принятых во времена Обамы, помог поддержать отрасль. Также помогло то, что во время пандемии вырос спрос на некоторые пластики, связанные с гигиеной, такие как полистирол. Верно также и то, что цены по-прежнему делают производство пластмасс беспроигрышным — по крайней мере, когда речь идет об экономике ближайшего будущего.
Тем не менее, производителям пластика — в этой части мира – не стоит почивать на лаврах, утрачивая всякое чувство осторожности. ESG факторы или мегатренд «импакт-инвестиций» рано или поздно догонят их. А пандемия лишь дала дополнительный импульс в направлении экологической безопасности.