В начале декабря Россия вызвала большой переполох, когда развернула одну из самых передовых систем ПВО С-300В4 на Курильских островах, на которые претендует Япония. И это был вовсе не единичный случай: уже несколько лет Москва неуклонно наращивает свое военное присутствие в Северо-Восточной Азии. Чтобы противостоять Соединенным Штатам, Москва обновила вооружения на Дальнем Востоке, закупила новые боевые корабли для Тихоокеанского флота и значительно расширила военное сотрудничество с Китаем.
Эти военные приготовления усиливают напряженность в регионе, и без того озабоченном территориальными трениями в Южно-Китайском море, и представляют собой вызов для новой администрации избранного президента США Джо Байдена.
Россия заявляет, что зенитно-ракетный комплекс С-300В4 был развернут 1 декабря на острове Итуруп, который в Японии известен как Эторофу. Это один из четырех южных островов курильской гряды, на которые претендует Токио, называя их Северными территориями. Таким образом, российские ракеты оказались в непосредственной близости от Хоккайдо, самого северного из главных островов Японии.
Токио немедленно выразил официальный протест и осудил этот шаг Москвы как недопустимый. Развертыванию С-300 предшествовало сентябрьское заявление российского министра обороны Сергея Шойгу о том, что до конца нынешнего года войска на Дальнем Востоке получат более пятисот единиц «новой и модернизированной техники». «Военно-политическая обстановка на восточном стратегическом направлении остается напряженной, – сказал Шойгу. – Восточный военный округ предложил ряд мер по противодействию возникающим угрозам. Последовательно усиливаются военные контингенты на важнейших участках».
Согласно данным Восточного военного округа, размещенным в открытых источниках, с 2016 года российские войска на Дальнем Востоке приняли на вооружение 3700 единиц новых вооружений и военной техники. В этот список входит все – от ракет и артиллерии до истребителей и танков.
Более того, в 2018 году Министерство обороны России обязалось к 2027 году пополнить Тихоокеанский военно-морской флот 70 новыми боевыми кораблями и судами обеспечения. Несмотря на общий спад производства из-за пандемии коронавируса, до конца нынешнего года флот должен получить 15 новых кораблей.
По мнению экспертов, Россия осуществляет все эти меры, имея в виду возможное противостояние с США и их союзниками в Северо-Восточной Азии. Системы вооружения, развернутые Минобороны России на Дальнем Востоке, предназначены для отражения угрозы с моря и воздуха, а не наземной угрозы. Это говорит о том, что Россия не готовится к отражению гипотетического китайского вторжения, а делает акцент на сдерживании американо-японской военной угрозы.
Нельзя сказать, что конфронтация с США носит чисто теоретический характер. За последние годы российские и американские силы неоднократно вступали в недружественный контакт в Охотском море, Беринговом проливе и Японском море. Каждая сторона обвиняла другую в осуществлении морского и воздушного патрулирования вблизи своих границ.
Совсем недавно, в конце ноября, эсминец ВМС США «John S. McCain» углубился на 2 километра в акваторию залива Петра Великого вблизи от крупного портового города Владивостока. Россия считает этот залив своими территориальными водами, но Соединенные Штаты не признают этого притязания. Вскоре после его обнаружения командование Тихоокеанского флота направило эсминец «Адмирал Виноградов» на перехват и пригрозило протаранить американское судно, если оно не покинет этот район. Согласно сообщению Минобороны России, «McCain» ретировался, хотя Соединенные Штаты отрицали факт выдворения.
Еще одним источником напряженности между двумя странами является планируемое размещение американских ракет в Азии. В августе 2019 года администрация Трампа приняла решение о выходе США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), который устанавливал запрет на любые крылатые или баллистические ракеты наземного базирования, имеющие дальность поражения от 500 до 5500 километров. Всего через несколько дней после этого решения Пентагон объявил, что планирует развернуть такие ракеты в Азии, и ведущим кандидатом на их размещение является Япония.
Эксперты полагают, что перспектива размещения американских ракет вблизи восточных границ России, подтолкнула ее военное руководство усилить акцент на укреплении военной мощи в Северо-Восточной Азии. «Возможно, Россия пытается опередить действия США по развертыванию в Японии ракет, которые потенциально способны достичь ее территории», – сказал отставной генерал японских Сил самообороны Есинага Хаяси.
Он также добавил, что заинтересованность Токио в приобретении американской системы ПРО Aegis Ashore усугубляет озабоченность Москвы. «Хотя Aegis Ashore – это оборонительная система, любая ракета может быть использована как наступательное оружие», – пояснил генерал.
Япония пересмотрела прежние планы приобретения системы наземного базирования, но недавно заявила, что вместо этого намерена построить два военно-морских корабля, оснащенных противоракетами Aegis. В этих условиях Россия сконцентрировала усилия на укреплении своей обороноспособности на Курилах. В последние годы на островах были развернуты новые береговые ракетные комплексы, радиолокационные станции, истребители, беспилотники, танки, а также 18-ю пулеметно-артиллерийскую дивизию. Кроме того, российские военные построили на одном из островов аэродром и, согласно сообщениям, работают над созданием пункта базирования ВМФ.
Однако, зенитно-ракетный комплекс С-300В4 – это самая совершенная система вооружений из всех, что были развернуты там до сих пор. Она способна вести огонь гиперзвуковыми ракетами и поражать цели на дистанциях до 400 километров и высоте до 37 километров. Система в состоянии перехватить до 24 воздушных целей одновременно. Кроме того, в отличие от более старых версий, С-300В4 является мобильной, что позволяет ей осуществлять прикрытие войск на марше.
Военный аналитик влиятельного российского издания «Арсенал Отечества» Алексей Ленков заявил Nikkei Asia, что Россия таким образом надеется превратить Курильские острова «в укрепленный район» и быть готовой отразить потенциальные угрозы для материка. «В настоящее время Россия осуществляет программу создания эшелонированной системы ПВО вдоль периметра своей границы, – рассказал Ленков. – Комплекс С-300В4 – один из ключевых компонентов этой программы. Это система дальнего действия, способная перехватывать баллистические и крылатые ракеты, а также тяжелые самолеты, такие как стратегические бомбардировщики и самолеты-разведчики».
Японии до сих пор трудно смириться с потерей Курильских островов. Десятилетия переговоров так и не помогли разрешить этот спор. Растущее военное сотрудничество между Россией и Китаем также не устраивает Японию и США. В то же время, российский президент Владимир Путин в конце октября сказал, что военный альянс с Китаем «вполне возможен».
С 2012 года Москва и Пекин регулярно проводят совместные военно-морские учения в Японском море, а также Желтом и Восточно-Китайском морях. В сентябре 2018 года тысячи китайских военнослужащих и сотни танков были переброшены в Восточную Сибирь для участия в крупнейших учениях со времен холодной войны «Восток-2018». Затем, в июле 2019 года Россия и Китай впервые осуществили совместное патрулирование тяжелых бомбардировщиков над Японским морем. Это вызвало протесты со стороны Японии и Южной Кореи, а последняя даже сделала несколько сотен предупредительных выстрелов.
Некоторые аналитики скептически относятся к предположению, что совместные маневры и разговоры об альянсе – нечто большее, чем бравада и демонстрация силы. «Москва могла бы бросить вызов США, вступив в партнерство с Пекином, но я не думаю, что в России есть значительная поддержка такого сценария», – сказал Хаяси.
Однако профессор Дальневосточного федерального университета Артем Лукин полагает, что российские и китайские военно-морские силы в Северо-Восточной Азии обладают уникальной совместимостью: Китай обладает самым большим по численности флотом в мире, в то время как у России достаточно смелости и опыта, чтобы бросить вызов США на море.
«Мы вполне можем представить себе сценарий, в котором две страны создают единую военно-морскую группу, сказал он. – При этом Китай предоставляет материальные ресурсы и корабли, а роль России заключается в проведении военных операций, требующих известной дерзости».