Не ждите оттепели в отношениях США и России

 

Нападение на конгресс США, произошедшее на прошлой неделе, оттеснило на задний план то, что может представлять собой ещё более серьёзное нападение на американские интересы: масштабную кибератаку со стороны России.

В тот же день, когда в Вашингтоне произошли беспрецедентные беспорядки, вышел отчёт американской разведки, в котором говорится, что могли быть скомпрометированы данные 10 правительственных органов США, включая Казначейство, а также  ряда негосударственных организаций и учреждений. Если бы не катастрофа на Капитолийском холме и не усиливающаяся пандемия, этот взлом критически важной инфраструктуры США мог бы вызвать ещё больше громких заголовков в прессе. Усугубляет серьёзность последствий и то, что этот взлом оставался незамеченным в течение месяцев, что свидетельствует о степени изощрённости и скрытности операции – а это, как говорится в отчёте, фирменный почерк российской внешней разведки.

Поскольку отношения с Россией уже и так заморожены, Байден должен быстро решить, как лучше отреагировать на взлом. Уже ясно, что он решится на серьёзные меры, выходящие за рамки санкций. Более того, одним из первых внешнеполитических мероприятий команды Байдена будет поиск способов, чтобы внешним игрокам было неповадно проводить кибератаки против США. Среди способов наказать Москву упоминаются финансовые штрафы и ответные взломы российской инфраструктуры. Окончательное решение будет принято после точного установления масштабов взлома и размера нанесённого ущерба.

В то же время, хотя прогнозы американо-российских отношений на ближайшую перспективу мрачные, команда Байдена стремится к развитию более конструктивных  отношений в среднесрочной перспективе. Ведь Байден был одним из архитекторов попытки перезагрузки отношений в эпоху Обамы, к главным достижениям которой можно отнести соглашение о сотрудничестве между США и Россией в сфере мирного атома,  которому на днях исполняется 10 лет. Одна из целей команды Байдена в этом направлении – попытаться возобновить переговоры о долгосрочном продлении договора СНВ-III.

Россия была одной из последних крупных стран, признавших победу Байдена на прошедших выборах, и режим Путина не слишком надеется на улучшение отношений при новом президенте США. Четыре года правления Трампа стали для Москвы временем глубокого разочарования после появившихся было вначале намёков на сближение и призывов к «полному восстановлению» отношений.

Намерения Трампа застопорились из-за обвинений его команды в сговоре с Россией, которые доклад Мюллера полностью так и не опроверг. Однако планы Трампа омрачались и гораздо более широким кругом проблем, таких, как разногласия по вопросам от Сирии до Ирака и договоры по контролю над вооружениями, включая ДРДСМ от 1987 г., выход из которого команда Трампа начала в ответ на предполагаемые нарушения со стороны России.

Война в Сирии ещё больше обострила напряжённость, а с обвинениями режима Асада в применении химического оружия, чему Россия, по мнению американской стороны, либо не смогла, либо не захотела помешать, и приказа Трампа о бомбардировках Сирии, отношения были полностью испорчены.

Одна из главных неопределённостей в американо-российских отношениях, которую хочет исследовать Байден – это степень потепления отношений между Москвой и Пекином, окончательно установившихся при В.Путине и Си Цзиньпине. Наверное, чаще всего при обсуждении их тесного сотрудничества упоминается внешнеполитический фронт и безопасность. Однако существует и активный экономический диалог, ещё больше расширившийся после захвата Москвой Крыма.

В прошлом году президент Китая заявил, что двусторонние отношения находятся на «самом высоком уровне, среди наиболее глубоких и стратегически наиболее важных отношений между ведущими странами мира». Кроме того, он назвал В.Путина «своим лучшим, самым близким другом», и российский президент, похоже, разделяет это чувство.

Это устанавливает чёткие пределы для возможного потепления отношений между США и Россией во время президентства Байдена. Восстановлению отношений в ближайшем будущем может помешать не только кибератака, предпринятая Москвой; есть и более широкие ограничения для любого сколько-нибудь значительного сближения в будущем, пока отношения Москвы и Пекина остаются настолько близкими при Си и Путине.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий