Тяжелая артиллерия Армии США сталкивается с серьезными проблемами. В частности, она уступает России по численности и огневой мощи. Кроме того, она столкнулась бы с трудностями при необходимости уничтожить защищенную укреплениями северокорейскую артиллерию, а также мобильные иранские системы вооружений.
Такой вывод сделали авторы доклада о возможностях наземной артиллерии Армии США. Доклад был подготовлен экспертами аналитического центра RAND Corporation, которые изучали различные аспекты состояния этого рода войск, пострадавшего в результате двадцатилетнего пренебрежения, с тех пор как Пентагон сфокусировался на противоповстанческих операциях в начале 2000-х годов. За это время самолеты и вертолеты заменили артиллерию в качестве главного источника огневой поддержки в рамках боевых операций небольших подразделений в Ираке и Афганистане, а высококвалифицированные артиллеристы были переведены в пехотные части, в частности, в состав персонала контрольно-пропускных пунктов.
Это привело к тому, что артиллерия как род войск на сегодняшний день располагает гораздо меньшими возможностями и квалификацией личного состава по сравнению с ее состоянием до 11 сентября 2001 года, заключили эксперты RAND.
Собственно, проблема состоит в том, что американская артиллерия атрофировалась, а российская — нет. «На протяжении длительного периода борьбы с повстанческими группировками наиболее пострадали два рода войск Армии США – полевая артиллерия и противовоздушная оборона, – сказал в интервью изданию National Interest руководитель исследования RAND Джон Гордон. – Учитывая характер угроз в Ираке и Афганистане, это вполне понятно. Однако сегодня, учитывая наличие крупных противников, на которых мы должны переориентироваться, эти рода войск приобретают особую важность».
Хотя численность российских вооруженных сил сократилась по сравнению с временами холодной войны, они по прежнему располагают мощным арсеналом гаубиц, реактивных систем залпового огня и баллистическими ракетами. Россия способна осуществить массированный артиллерийский огонь на значительном расстоянии с помощью таких вооружений, как реактивная система залпового огня БМ-30 «Смерч» с дальностью действия 100 км или баллистические ракеты «Искандер» с дальностью действия до 500 км. В отличие от них, 155-миллиметровая самоходная гаубица Армии США M109A7 Paladin имеет дальность поражения около 25 километров с обычными снарядами и немногим более 30 км с реактивными снарядами.
Примечательно, что выводы авторов доклада RAND во многом перекликаются с результатами недавнего британского исследования, согласно которым если Россия вторгнется в страны Балтии, британские сухопутные войска будут настолько уступать по численности и огневой мощи российской артиллерии, что Британии, возможно, придется применить кассетные бомбы, которые запрещены многими странами. И Соединенные Штаты, и Британия располагают самолетами, вооруженными бомбами с лазерным и GPS наведением, которые представляют собой основное средство дальнего огня. Однако хотя эта стратегия сработала во время первой войны в Персидском заливе, сейчас она может и не сработать. Дело в том, что современные российские средства противовоздушной обороны, такие как зенитно-ракетные комплексы С-400, могут не позволить самолетам НАТО наносить удары по российским бронетанковым колоннам и разрушать маршруты снабжения. Кроме того, даже правительственные надзорные службы обеспокоены тем, что у Америки нет ни достаточного запаса умных бомб, ни промышленного потенциала, который был бы способен быстро пополнить его в случае необходимости.
Это спровоцировало опасения, что дальнобойная российская артиллерия и ракеты могут полностью разрушить аэродромы, порты и базы снабжения сил НАТО. Попытки маневрирования наземных войск будут скованы артиллерийским обстрелом. Если авиация НАТО не сможет подавить российские орудия, тогда эта миссия ляжет на плечи полевой артиллерии. По мнению экспертов, маловероятно, что американская и британская артиллерии способны справиться с такой задачей.
Следует также понимать, что Россия — не единственная проблема. В случае возникновения очередного корейского конфликта артиллерия Армии США также столкнется с трудностями при уничтожении огромного арсенала орудий Пхеньяна, расположенных на укрепленных позициях вдоль границы «Корейской демилитаризованной зоны» (DMZ). «Артиллерия США может оказаться не готовой к неядерному противостоянию с почти равным противником с точки зрения количества боеприпасов, которые могут потребоваться, – пишут эксперты RAND. – Эффективность американской артиллерии может быть существенно снижена из-за необходимости защищаться от атак северокорейских сил специальных операций в тыловых районах».
В случае конфликта в Персидском заливе американской артиллерии угрожали бы диверсионные атаки иранских коммандос. Кроме того, она была бы вынуждена экстренно реагировать на такие источники угрозы, как мобильные ракетные пусковые установки.
К счастью, в случае войны американские войска не будут полагаться исключительно на армейскую артиллерию. Военно-воздушные и военно-морские силы обеспечат ракетный и артиллерийский огонь с воздуха и моря. Тем не менее, с развитием и наращиванием численности зенитного и противокорабельного оружия эта поддержка не всегда может быть гарантирована.
Согласно докладу RAND, одним из возможных решений является увеличение количества армейских артиллерийских полевых подразделений, особенно тех, которые могут быть экстренно развернуты в таких районах, как Восточная Европа и Персидский залив. Армия также нуждается в увеличении количества артиллерийских систем обнаружения, более совершенных по сравнению с нынешним радаром TPQ-53, которые были бы способны обнаружить российскую артиллерию и обеспечить эффективный ответный огонь.
Армия также должна приложить усилия к совершенствованию своих гаубиц, а не реактивных систем залпового огня. «Пусковые ракетные установки, такие как РСЗО, являются очень важными полевыми артиллерийскими системами, но пушки все же лучше подходят для обеспечения своевременной и непрерывной поддержки войск, – гласит доклад RAND Corporation. – В то время как дальность и скорострельность являются важными факторами для армейской артиллерии, совершенствование вооружений должно учитывать такие факторы, как живучесть и мобильность системы. Например, пушечная система, используемая в настоящее время в армейских SBC (бригадная тактическая группа на БМП «Страйкер»), представляет собой буксируемую 155-мм пушку M777, которая не имеет автоматического заряжания и защиты для орудийных расчетов».
Одним из вариантов решения является покупка гаубиц иностранного производства, таких как немецкое 155-мм орудие PzH-2000. Армия США также нуждается в ракетах дальнего радиуса действия, которые заменили бы истощающийся арсенал армейского тактического ракетного комплекса (ATACMS), необходимого в случае блокирования поддержки с воздуха вражескими средствами ПВО. Разработка ракеты повышенной дальности класса «земля-земля» с дальностью полета не менее 1000 километров позволила бы Армии США сыграть важную роль в случае морского или воздушного конфликта между Америкой и Китаем на обширных просторах Тихого океана.
Примечательно, что эксперты RAND в своем докладе предупреждают, что американским артиллеристам придется делать то, чего они очень давно не делали: овладеть навыками отражения нападения. Артиллерийские батареи Армии США будут преследовать вооруженные дроны, ударные вертолеты и штурмовые самолеты. Русские танкисты также используют тактику «карусели, чтобы прорвать вражескую оборону и выследить артиллерию противника».
«Сегодня лишь немногие подразделения полевой артиллерии оснащены камуфляжными системами для маскировки своих орудий. Эта экипировка была сдана на склады в 2008-2009 гг., потому что ее сочли ненужной в Ираке и Афганистане, – говорится в исследовании. – Против такого грозного противника, как Россия, маскировка, скрытность и обманные действия будут иметь весьма существенное значение. Следовательно, артиллерийские части должны овладевать подобными навыками».