На прошлой неделе состоялась очередная встреча министров иностранных дел Евросоюза. Одной из главных тем обсуждения были новые санкции в отношении России. Глава дипломатического ведомства ЕС Жозеп Боррель заявил в понедельник: «Очевидно, что Россия взяла курс на конфронтацию с Европейским Союзом. В случае с Навальным имеет место явный отказ Москвы соблюдать свои обязательства, в том числе отказ принимать во внимание решение Европейского суда по правам человека».
Накануне встречи министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис инициировал контакт со своими коллегами, в частности с главой предвыборного штаба Навального на президентских выборах 2018 года Леонидом Волковым и председателем Российского фонда борьбы с коррупцией Иваном Ждановым. Наряду с унижением Борреля во время его визита в Москву, а также отказом России выполнить решение Европейского суда по правам человека, это должно было побудить европейских дипломатов поддержать жесткие санкции против этой евразийской страны. Карательные меры должны были охватить широкий круг лиц, близких к российскому президенту Владимиру Путину.
Литва надеялась, что Европейский Союз остановит проект «Северный поток-2». Поскольку Германия возражает против приостановки строительства трубопровода, Ландсбергис в отчаянии выдвинул неожиданное предложение: «Давайте дадим Путину возможность провести осенью нынешнего года свободные выборы в Государственную думу с участием оппозиционных сил. А до тех пор давайте остановим газопровод «Северный поток-2».
Министр иностранных дел Германии заявил, что Евросоюз не будет молчать и введет дополнительные санкции против России, но также отметил, что даже в нынешней ситуации необходимо думать о продолжении конструктивного диалога с Россией, поскольку без участия Москвы невозможно урегулировать многие международные конфликты. Афины продемонстрировали еще большую прямолинейность, заявив за несколько дней до введения санкций: «Греция считает, что Европейский Союз должен держать открытыми каналы коммуникаций и диалога с Россией, поскольку у нас много общих проблем. Таким образом, всегда следует сохранять открытый канал связи».
В свою очередь российский министр иностранных дел Сергей Лавров открыто заявил, что отношения между Москвой и Евросоюзом достигли низшей точки, и что Россия готова вообще прекратить их. ЕС отреагировал на это заявление нервно, но при этом не утратил своей решимости хоть как-то спровоцировать Россию вновь. Как указал Лавров, в Европе уже стало традицией, что санкции против России являются стандартным ответом всякий раз, когда Москва отстаивает свои интересы.
Ситуацию можно интерпретировать таким образом, что Евросоюз, несмотря на бесконечные жалобы Литвы и Польши, вводит чисто символические санкции против Москвы, чтобы как-то успокоить антироссийски настроенные государства, но при этом не разрушить проект «Северный поток-2». На самом деле, в Европейском Союзе существует огромный раскол между агрессивно русофобскими ближайшими соседями России и теми странами, которые хотят развивать позитивные отношения с Москвой, в то время как большая часть членов блока остаются равнодушными.
Санкции, о которых договорились министры иностранных дел ЕС, едва ли способны оказать какой-либо экономический эффект на Россию. Они носят чисто символический характер и призваны лишь успокоить жалобы, исходящие от Вильнюса и Варшавы. Литва, которая всерьез рассчитывала на то, что ЕС будет действовать более жестко в отношении Москвы, потерпела неудачу, по крайней мере, на этот раз.
Следует также отметить, что во время упомянутой встречи на уровне министров ее участники беседовали с госсекретарем США Энтони Блинкеном. Ранее американский президент Джо Байден много говорил о необходимости бороться против России сообща. Исходя из этого, весьма вероятно, что Блинкен призывал своих европейских коллег занять максимально агрессивную позицию в отношении Москвы. Однако результат встречи показывает, что Европейский Союз, по крайней мере пока, не намерен выполнять желаний Вашингтона. И в целом беседа европейских дипломатов с Блинкеном завершилась выводом о том, что они должны сформировать совместное глобальное лидерство для борьбы с пандемией и решать проблемы восстановления экономики, смягчения эффекта климатических изменений и продвижения демократических ценностей.
Противники России в Вашингтоне и по всей Европе делают все возможное, чтобы нанести ущерб политическим и экономическим связям Евросоюза с Москвой. Несмотря на это, Берлин по-прежнему придерживается своей тактики введения символических санкций. Кроме того, утвержденные на прошлой неделе санкции показали, что в отношениях между Евросоюзом и США имеются некоторые неопределенности. Байден, похоже, сформулировал свои приоритеты так называемой борьбы за демократию, но до сих пор нет никаких признаков, что ЕС намерен безоговорочно выполнять все инструкции Вашингтона.
Что еще более существенно, Москве, похоже, надоело вести себя благоразумно и корректно перед лицом бесконечных публичных обвинений, исходящих от ЕС, и ее ответ принимает все более жесткий тон. В то же время Москва понимает, то радикальное сворачивание отношений с Евросоюзом будет выгодно только ее противникам, таким как Литва и Польша. Поэтому ее тон, вероятно, служит предупреждением о том, что Европейский Союз не должен пересекать красные линии, как того хотят американцы, поскольку в противном случае последует адекватный ответ из Москвы.