Я сравниваю сегодняшнее противостояние на Донбассе с игрой в покер. Сосредотачивая войска вокруг Украины, Путин дал понять, что нападение Украины на Донбасс станет – станет для неё если не безусловно катастрофическим, то, по меньшей мере, крайне рискованным для сохранения её государственности.
Украины в любом случае может поднять ставки, продолжая свои действия. Она потратила последнюю пару месяцев, мобилизуя свои войска, и если остановится сейчас, это разочарует её агрессивных националистов.
На тот момент Россия могла бы бросить призыв защитить Донбасс и отбросить украинцев. Но затем последовало бы прекращение строительства «Северного потока-2», а потом серия дальнейших санкций (хотя их влияние сейчас будет умеренным).
Она могла бы снова развернуться на полную с наступлением через Харьков и Крым, организовав украинским формированиям котёл на Донбассе, от Крыма до Одессы и даже от Брянска и Белоруссии до Сум и Киева.
Или могла бы уступить и позволить украинцам завоевать Донбасс. Это подорвало бы доверие к России, и впоследствии фокус внимания был бы перенесён на Крым, и провоцировало бы внутреннюю националистическую оппозицию Путину. Это было бы лучшим сценарием для Украины и Запада. Но маловероятным – и украинцы, вероятно, это понимают.
Идеальным сценарием для России было бы сохранение «Северного потока-2», что имело бы побочную выгоду, лишив Украину 3 млрд. долларов в год (ее военный бюджет составляет 5 млрд долларов в год, а ее ВВП — 150 млрд. долларов). В этот момент Зеленскому пришлось бы сделать выбор между пушками и маслом, поскольку рассуждения о постмайдановском экономическом подъеме в Украине оказались опиумом для свидомых, и об этом сразу же скажет статистика.
США действительно использовали возможность, чтобы еще больше подорвать имидж России на Западе и обострить отношения с некоторыми странами Центральной и Восточной Европы почти до критического уровня (похоже, придумывание российских заговоров стало хобби среди восточно-европейских лимитрофов от Черногории и Болгарии до Чехии). Впрочем, России хорошие отношения с ними не особо и нужны. Они малоинтересны с точки зрения торговли или получения технологий. То, что некоторые состоятельные россияне, многие из которых являются либералами, выступающими против Путина, скупают недвижимость в Праге, не делает Чехию важной для России (не говоря уже о чешских завихрениях).
У Зеленского сейчас реально нет хороших вариантов.
Он всё ещё может атаковать Донбасс и, действительно, сегодня, после окончания российских «учений», количество украинских обстрелов Донбасса увеличилось.
Он может отвести войска. Но тогда получит проблемы от упёртых националистов. И, конечно же, бюджетный кризис, связанный с «Северным потоком-2», трудный выбор между пушками и маслом. А приближаются выборы 2023 года.
Если Украина не сможет создать экономический рост в стиле восточноазиатских «тигров», то военная её мощь относительно российский, вероятно, в начале 2020-х достигнет пика. Дешёвые сборочные работы для немецких фирм (которыми гнушаются даже поляки) и доморощенные айтишники не создадут такого экономического роста. У России есть масштабная внутренняя экономика и технологические кластеры, которые Украина воспроизвести не в состоянии. К тому времени, как Украина получит множество своих «Байрактаров», у России будут БПЛА «Охотник», которые могут смести их с небес.
Не менее важно то, что к тому времени Китай ещё больше усилит свой военный потенциал относительно американского, и проблема Тайваня будет постепенно близиться к разрешению. США с момента окончания холодной войны твёрдо позиционировали себя как врага России. Не будет конца давлению, которое будет оказываться на любое российское правительство, с целью поквитаться с США, когда те влипнут в проблемы на Тихом океане.