Отношения с Исламабадом приобретают приоритетное значение для Москвы

Визит российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в Пакистан в начале апреля был первым дипломатическим событием на высшем уровне почти за десять лет. В ходе визита была подчеркнута важность двусторонних отношений. Важнейшие переговоры, которые Лавров провел с пакистанским руководством, касались экономических, финансовых, торговых и оборонных проблем.

Для Пакистана и России приоритетными направлениями сотрудничества остаются строительство многомиллиардного газопровода Север-ЮГ между Карачи и Лахором, поставки оборудования для контртеррористической деятельности в рамках оборонного сотрудничества, мир и стабильность в Афганистане, а также наращивание объемов двусторонней торговли.

Несмотря на распад СССР три десятилетия назад, который изменил глобальный стратегический ландшафт, превратив США в единственную сверхдержаву на планете, Россия остается глобальным игроком и обладает значительным военным, дипломатическим и политическим весом. При президенте Владимире Путине Россия уделяла неизменное внимание распространению своего влияния в различных регионах.

Несмотря на тот факт, что индийско-российские отношения всегда оставались важным фактором для Кремля, недавнее расширение контактов с Пакистаном свидетельствует о том, что Москва возобновила поиск новых союзников и новых торговых партнеров. В России осознают, что наступает «азиатский век», и ее политика «разворота к Азии» является ярким подтверждением этому.

Долгое время Кремль смотрел на Южную Азию через призму холодной войны. Индийско-советские отношения, обозначенные как «партнерство на основе доверия, взаимных интересов, сотрудничества и прочного мира», были официально открыты визитом премьер-министра Джавахарлала Неру в Москву в 1955 году и ответным визитом в Индию первого секретаря Коммунистической партии Советского Союза Никиты Хрущева в том же году.

Несмотря на то, что СССР выступал в качестве посредника между Индией и Пакистаном, чтобы положить конец войне 1965 года, и его мирные усилия тогда привели к подписанию Ташкентской декларации, Москва неуклонно расширяла поддержку Дели в отношении конфликта в штате Джамму и Кашмир, утверждая, что он является «внутренним делом» Индии.

В соответствии с договором о мире, дружбе и сотрудничестве с Индией СССР оказывал решающую военную, дипломатическую и политическую поддержку Нью-Дели в войне 1971 года с Пакистаном, которая завершилась созданием республики Бангладеш. В годы холодной войны индийско-советские отношения в сфере торговли и обороны становились все более и более прочными.

Будучи правопреемницей Советского Союза, Россия продолжала его политику, придавая большое значение двусторонним связям с Индией. Президент Путин, который пришел к власти в 2000 году, сделал связи с Нью-Дели одним из важнейших приоритетов своей внешнеполитической повестки. Подписание в том же году Декларации о стратегическом партнерстве  привело к открытию новых направлений сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, ядерной энергетики, технологий и космических исследований.

Хотя Россия предпринимала спорадические попытки выступить в качестве посредника между заклятыми врагами, прежде всего она ориентировалась на Нью-Дели. Особое и привилегированное стратегическое партнерство, соглашение о котором было подписано в 2010 году, еще больше укрепило торговые связи между двумя странами. Индийско-российское военное сотрудничество, прежде определявшееся как связи между поставщиками и клиентами, эволюционировало до уровня совместных исследований, разработок и производства военной техники. Вся гамма двусторонних отношений входит в компетенцию Индийско-российской межправительственной комиссии (IRIGC), а их основой является военно-техническое сотрудничество.

Что же касается отношений между Исламабадом и Москвой, они, напротив, омрачены взаимной враждебностью и недоверием с тех пор, как Пакистан в 1955 году присоединился к западному блоку через объединения СЕАТО и СЕНТО. Эти отношения еще больше обострились, когда Исламабад осознал, что поддержка Кремля имела решающее значение для изменения баланса сил в войне 1971 года в пользу Индии.

Двусторонние связи значительно улучшились в годы пребывания на посту премьер-министра Зульфикара Али Бхутто, поскольку он начал проводить независимую внешнюю политику после раздела Британской Индии. Всплеск отношений с Москвой последовал за ослаблением связей с Соединенными Штатами. Сегодня наиболее заметным наследием дружбы с СССР остаются пакистанские сталелитейные заводы. Роль Пакистана как проводника и активного координатора афганского джихада ставила под сомнение любую возможность улучшения отношений с Советским Союзом. И лишь после 11 сентября 2001 года, когда Исламабад присоединился к «войне с мировым терроризмом», российско-пакистанские отношения стали понемногу улучшаться.

После окончания холодной войны для России сформировались новые политические и геостратегические реалии, и она вынуждена пересматривать свою политику в Южной Азии. За последнее десятилетие многое изменилось. Судя по всему, новый многополярный миропорядок оказывает влияние на международную систему. Индия, некогда надежный союзник России, оказалась в крепких объятиях Соединенных Штатов. Китай превратился в мощного противника распространения американской гегемонии. С объявлением о выходе американских войск из Афганистана эта истерзанная войной страна оказалась перед угрозой нового всплеска насилия, который может иметь значительные последствия как для России, так и для Пакистана.

А самое главное, благодаря Китайско-пакистанскому экономическому коридору (КПЭК)  геостратегическое положение Пакистана в качестве моста между Ближним Востоком, Центральной и Южной Азией заметно укрепляется. Кроме того, Исламабад остается ключевым игроком в афганском урегулировании.

Стремление России к новому курсу в Южной Азии продиктовано ее желанием утвердиться в качестве новой стабилизирующей силы и важного торгово-экономического партнера в регионе.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий