В ходе трехдневной встречи министров иностранных дел стран большой семерки госсекретарь США Энтони Блинкен озвучил послание: цель США состоит не в том, чтобы попытаться сдержать или ослабить Китай, а в том, чтобы защитить «международный порядок, основанный на правилах». И проблемы вокруг Синьцзян-Уйгурского автономного района, особого административного района Гонконг и острова Тайвань обусловлены тем, соблюдает ли Китай международные правила. Как предполагают некоторые зарубежные издания, темой встречи глав дипломатических ведомств большой семерки является устранение угроз, исходящих от Китая и России.
Блинкен отверг утверждения о том, что между США и Китаем идет холодная война, и недвусмысленно заявил, что США не хотят сдерживать Китай. Если Вашингтон действительно придерживается такой позиции, это можно только приветствовать. Однако мир не поверит подобным заявлениям из уст Блинкена. В противном случае западные средства массовой информации не задавали администрации Байдена тот же самый вопрос.
По всей вероятности, Блинкен был вынужден прояснить позицию США, поскольку он знает, что Вашингтон не в состоянии заставить Европу и Японию полностью размежеваться с Китаем. Хотя у них есть многочисленные разногласия с Пекином, эти страны нуждаются в сотрудничестве с ним по многим направлениям. Так называемая новая холодная война никому не нужна. Чтобы привлечь союзников на свою сторону, Соединенным Штатам приходится скрывать свое презрительное отношение и не заставлять их беспрекословно подчиняться своей антикитайской и антироссийской политике.
На протяжении последних нескольких месяцев любой внимательный наблюдатель мог заметить, что новая администрация США говорит одно, а делает совсем другое. Они не жалеют никаких усилий для разжигания враждебности по отношению к Китаю в американском и западном обществе, и пошли даже дальше, чем администрация Трампа, в преследовании Китая в связи с проблемами, касающимися Синьцзяна и Гонконга. Более того, нынешняя правящая верхушка Америки еще более упорно разделяет мир на альянсы, между которыми должна существовать стратегическая конфронтация. Недавно они просто скорректировали свой подход, чтобы постепенно достичь своей цели.
Имеются признаки, что политические элиты в США осознали старение и снижение конкурентоспособности американского и западного общественного устройства и хорошо понимают, что они больше не в состоянии начать масштабные реформы. Они надеются сформировать коалицию, с помощью которой смогут создать международную систему, исключающую Китай и Россию. Другими словами, они хотят сохранить гегемонию США с существующими экономическими и технологическими преимуществами Запада. В Вашингтоне рассчитывают на то, что эта новая модель будет развиваться в процессе непрерывных конфликтов с Китаем и Россией.
Мы должны предупредить, что Вашингтон играет с огнем и что он никогда не добьется своих целей. Объединенная мощь Китая и России гораздо больше, чем та, которой обладал Восточный блок во главе с Советским Союзом. Экономическая, научная и военная сила Китая и России не только велика по своим масштабам, но и оказывает более обширное влияние на весь мир. Если кто-то попытается грубо игнорировать этот факт и вынудит Китай и Россию объединить силы в отчаянной борьбе, это будет настоящим кошмаром для такого противника.
Как Китай, так и Россия ведут себя сдержанно в стратегическом отношении. Они привержены сохранению международной системы, в основе которой находится Устав Организации Объединенных Наций, и мирового порядка, опирающегося на международное право. У Китая и России имеются определенные трения со своими соседями, которые обусловлены особенностями исторического развития, и обе страны проявляют сдержанность. Если Соединенные Штаты и Запад хотят побудить другие страны к конфронтации с Китаем и Россией, они фактически толкают их к катастрофе. Китай и Россия терпеливо работают над урегулированием этой проблемы. Мы надеемся, что ни одна страна или политическая сила не поддастся искушениям Вашингтона и не предпримет нападение на Китай или Россию, уподобившись соломинке, брошенной против ветра.
Любая западная страна, которая поддастся призывам размежеваться с Китаем, понесет огромный экономический ущерб. Наилучшим выбором для нее было бы сбалансировать свои отношения с США и Китаем, не оскорбляя Вашингтон слишком явно и в то же время избегая конфронтации с Пекином. Кроме того, их интересам отвечает ослабление конфронтации с Россией, а не ее эскалация.
Вашингтон пытается сплотить своих союзников, объединить их в борьбе против Китая и России, но Москва и Пекин никогда не предпринимали попыток создать официальный союз. Это была их добрая воля. Однако чем более активно западные страны укрепляют свой враждебный альянс против Китая и России, тем больше последние будут склоняться к тому, чтобы совместно отражать нападки. Другим странам и политическим силам не следует увлекаться и совершать опрометчивые поступки в надежде, что Соединенные Штаты прикрывают их спину. Им не стоит обострять противоречия, чтобы не стать мишенью для Китая и России.