Global Times: Саммит Байдена-Путина обнажит огромную пропасть между Россией и США

Президент США Джо Байден и его российский коллега Владимир Путин намерены провести свою первую встречу в Женеве 16 июня. Наблюдатели высказывают предположения, что взаимодействие между США и Россией в последнее время, включая встречу Лаврова и Блинкена, указывает на то, что Вашингтон хочет заставить Москву отвернуться от Пекина.

«Китайско-российское партнерство является достаточно прочным, чтобы противостоять подобным попыткам США», — сказал эксперт Российского совета по международным делам Даниил Бочков в интервью изданию Global Times.

GT: Чего вы ожидаете от саммита Байден-Путин? В какой степени он может привести к нормализации американо-российских отношений?

Бочков: Пока слишком рано говорить о возвращении российско-американских отношений к нормальному состоянию, но очевидно, что намерения администрации Байдена добиться стабилизации кристаллизуются после многих лет отчуждения и вражды. В ходе саммита президенты, скорее всего, сосредоточатся на том же перечне вопросов, которые обсуждались в ходе встречи Блинкена и Лаврова. Их можно разделить на две группы: глобальные и региональные. На мировом уровне речь идет о нераспространении ядерных вооружений, контроле над вооружениями, борьбе с пандемией и изменениями климата. Ко второй категории относятся проблемы Северной Кореи, Афганистана, урегулирования на Ближнем Востоке, включая Сирию, Иран и недавнюю эскалацию палестино-израильского конфликта, а также другие насущные вопросы, представляющие взаимный интерес.

Скорее всего, Байден также озвучит обеспокоенность США по поводу нарушения прав человека в связи с делом Алексея Навального. В целом внешнеполитическое маневрирование России воспринимается в Вашингтоне как провокативное, включая украинский кризис и кибербезопасность. Последняя оказалась на первом месте в повестке дня Вашингтона после взлома системы трубопроводов компании Colonial Pipeline и признания США, что Москва представляет «серьезную угрозу в области разведки».

Не стоит ожидать каких-либо прорывов, поскольку это первая встреча на высшем уровне за несколько лет, которая пройдет на фоне крайне плачевного состояния двусторонних отношений. Впрочем, в них можно привнести некоторую стабильность. Если сторонам удастся сохранить «деловой и конструктивный» стиль дискуссии Лаврова-Блинкена, возможно, президентам удастся наметить пути для дальнейшего взаимодействия.

GT: Администрация Байдена отказалась от санкций в отношении компании, стоящей за строительством газопровода  «Северный поток-2» и ее генерального директора. Это было расценено как сигнал о том, что Вашингтон добивается размораживания отношений с Россией. Какой мотив стоит за попытками США наладить отношения с Россией? По мнению некоторых наблюдателей, Вашингтон ощущает свою неспособность сдерживать одновременно и Китай и Россию. Вы согласны с такой точкой зрения?

Бочков: Отмена санкций в отношении оператора «Северного потока-2» – это скорее знак доброй воли не для России, а для стратегического союзника США — Германии, которую все больше раздражают попытки Соединенных Штатов похоронить проект любой ценой. Вашингтон стремится к стабилизации отношений с Москвой, поскольку не видит никакой практической пользы от сохранения жесткой линии. Кроме того, главной угрозой для интересов США и их лидирующей позиции в мире признан Китай, а не Россия. Поэтому логично и тактически разумно направить все ограниченные ресурсы на сдерживание Китая, параллельно выстраивая ровные отношения с Россией путем комбинирования сотрудничества там, где возможно, и соперничества там, где интересы расходятся.

GT: Некоторые аналитики полагают, что Соединенные Штаты хотят заставить Россию отвернуться от Китая. В своей недавней статье для газеты South China Morning Post вы сказали, что китайско-российское партнерство достаточно прочное, чтобы выдержать эти инициативы США. Почему попытка США вбить клин между Россией и Китаем обречена на провал?

Бочков: Очевидно, что США выгодна гипотетическая конфронтация между Россией и Китаем, поскольку без взаимной поддержки их позиции в мире были бы заметно ослаблены, потеряв позитивную инерцию балансирования интересов и сотрудничества на различных уровнях. США не в состоянии разделить Москву и Пекин, поскольку в Вашингтоне понимают, что совместное противодействие давлению со стороны Америки является их естественным общим интересом, который делает отношения устойчивыми и неуязвимыми для какой-либо глобальной геополитической турбулентности.

GT: Будет ли Вашингтон активизировать свои усилия, чтобы посеять раздор между Пекином и Москвой? В каких областях он может попытаться вбить клин между партнерами? Как Китай и Россия могут совместно противостоять этому давлению?

Бочков: В ближайшем будущем Соединенные Штаты, скорее всего, сконцентрируются на латании отношений с Россией в сферах общих интересов, чтобы избежать одновременной конфронтации с Москвой и Пекином. В двусторонних отношениях между Россией и Китаем нет таких областей, которые находятся за пределами их совместного контроля. Они уже не раз продемонстрировали тесную координацию усилий в Совете Безопасности ООН и других многосторонних институтах. Теперь Россия и Китай проводят регулярные консультации по итогам взаимодействия с США и обмениваются в ходе личного общения мнениями по поводу переговоров с Вашингтоном.

GT: Китай и Россия недавно заявили, что они не позволят Соединенным Штатам говорить с ними «с позиции силы». Какое послание для США содержится в этом заявлении? Даже если Вашингтон посылает сигналы о готовности смягчить отношения с Россией, может ли Америка на самом деле поставить Россию в равные условия при взаимодействии с ней?

Бочков: Это может означать, что Москва и Пекин используют близость своих позиций для укрепления взаимного доверия. Они могут вместе противостоять любому давлению извне и не позволят США отчитывать их за суверенные решения и действия. Более того, даже если США не признают Россию в качестве равного партнера, они должны смириться с фактом ее глобального влияния и военной мощи. Именно это собственно и является самой важной причиной недавних попыток Вашингтона стабилизировать отношения.

GT: Президент Путин сказал, что отношения между Москвой и Пекином достигли «наивысшего уровня за всю историю». Что является главной движущей силой углубления этих отношений? Китайский государственный советник и министр иностранных дел Ван И сказал: «В развитии стратегического сотрудничества с Россией мы не видим предела». В каких областях, по-вашему, эти отношения имеют потенциал для дальнейшего улучшения?

Бочков: Россия и Китай подняли двусторонние отношения на такой уровень, где они охватывают практически все направления сотрудничества, от экономики и политики до глобального правления, технологий, военной сферы и гуманитарных обменов. Поскольку большинство направлений уже получили свое развитие, в будущем, вероятно, можно ожидать дальнейшего расширения сотрудничества за счет наращивания интенсивности и глубины. Речь может идти о более доверительном обмене чувствительными технологиями. Хорошей иллюстрацией в данном случае может быть решение о взаимной интеграции космических программ и совместной разработке системы противоракетной обороны.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий