Поворот России к Средиземноморью потребует больших затрат

Подавляющая часть населения России проживает в западных регионах, граничащих с Европой и Причерноморьем.   Культурные и экономические связи со Средиземноморьем имеют решающее значение для Москвы, поскольку она стремится расширить своё влияние и восстановить статус России как великой державы. Серьёзным препятствием для  реализации амбиций России является застой в её экономическом развитии.   Однако Москва искусно использовала те немногие ресурсы и преимущества, которые у неё есть, чтобы удержать позиции в ряде влиятельных стран.

Делать больше с меньшими средствами

Россия находится в изоляции от Запада со времени, когда она вторглась в Крым, что привело к экономическим и дипломатическим санкциям. Несмотря на ухудшение  отношений с Западом, Москва сумела восполнить некоторые геополитические «потери», расширив своё влияние в Средиземноморье.  Поддержка Сирии Асада создало  постоянный плацдарм для российской армии в регионе, в то же время поддерживаются экономические и дипломатические отношения и с другими прибрежными странами региона.

Инструменты, которыми располагает Москва, сводятся к двум отраслям, в которых она до сих пор занимает передовые позиции: энергетика и оборонка. Эти ресурсы умело применяются по отношению к трём  средиземноморским странам – Алжиру, Египпту и Турции. За исключением того, что во  всех трёх большинство составляют мусульмане-сунниты, с политической точки зрения они весьма отличаются. Однако Москве удалось наладить связи, которые служат её интересам и усилению её влияния в регионе.

Энергетический сектор России особенно важен для поддержания экономических отношений. Со своими крупнейшими в мире запасами природного газа и серьёзными экспортёрами нефти, Москва остаётся важным фактором мировой экономики. Более того, значительный научный и технический   потенциал в оборонном и энергетическом секторе является важным преимуществом в переговорах, поскольку есть что предложить потенциальным заказчикам.

Добиться расположения

Российский экспорт энергоносителей в Турцию значителен, учитывая незначительную внутреннюю добычу. Кроме того, «Газпром»,  подконтрольная государству компания, весьма активен в строительстве новых газопроводов в Турцию. Несмотря на импорт природного газа из Азербайджана и Ирана, позиции «Газпрома» с ними несравнимы – он гораздо мощнее своих конкурентов.

Что касается Египта, который сам имеет существенные запасы природного газа, российские компании сумели закрепиться и тут. Контролируемая государством «Роснефть» владеет до 35% гигантского газового месторождения Зохр, а ядерные амбиции Каира предоставили ещё одну возможность. Подконтрольный государству «Росатом» строит первую в арабской стране АЭС.  Объект стоимостью 30 млрд. долларов  строится на кредит  в 25 млрд. долларов, взятый у России, и  начиная с 2030 г. будет давать 4800 МВт электроэнергии. В Турции «Росатом» участвует в подобном же проекте, где строится первая в этой стране  АЭС  Акуйю.

Более того, Россия стала альтернативным поставщиком оружия для этих двух стран.  Стремление к модернизации и значительные инвестиции в российскую оборонную промышленность позволили производить высококачественную продукцию, которая может конкурировать с западными аналогами. В случае с Алжиром, рыночная доля Москвы уже была значительной в советские времена. Россия поставила передовое вооружение также Турции и Египту – стране, входящей в НАТО, и крупнейшему получателю западного оружия при Мубараке, соответственно. В некоторых случаях, например, когда Турция купила ЗРК С-400, был и дополнительный плюс – вызванный этим разлад Анкары с западными партнёрами.

Ограниченные возможности

Хотя Москва добилась некоторого успеха в расширении влияния в Средиземноморье, её потенциал в долгосрочной перспективе ограничен. В большинстве случаев находящиеся под контролем государства российским энергетическим и оборонным компаниям удаётся использовать слабые стороны, такие как озабоченность Запада соблюдением прав человека в Египте или возрастающей агрессивностью внешней политики Турции.

Более того, в других случаях Россию обходят США, ЕС и Китай.  Москва не может предложить такой же спектр и такое же качество альтернативных элементов в государственном управлении, таких как помощь в развитии и дипломатия.

Во-первых, двусторонняя торговля между Россией и странами Средиземноморья относительно невелика. Во-вторых, российские инвестиции в большинстве прибрежных стран ничтожны. В-третьих, Москва не предоставляет помощи в развитии на таком же уровне, как Запад и Китай.

В большинстве случаев, когда делается выбор,  Россия находится на втором или третьем месте, поскольку отношения между центрами экономической и политической мощи Запада или Азии могут дать больше. С переходом на чистую энергетику вероятность, что продажи нефти и газа в ближайшем будущем сократятся, становится реальностью, которая угрожает экономическому будущему России. Таким образом, каково будет влияние Москвы в Средиземноморье в долгосрочной перспективе, остаётся неопределённым.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий