По мнению наблюдателей, после ухода США из Афганистана, общие опасения по поводу нестабильности в Центральной Азии могут способствовать ещё большему сближению Китая и России в совместной борьбе с террористической угрозой.
Президент США Джо Байден приказал войскам США покинуть Афганистан к сентябрю, но окончание 20-летнего американского присутствия оставляет вакуум власти, который заполнит Талибан (движение запрещено в РФ).
Талибы взяли под контроль большую часть Афганистана, и эти территории граничат с Синьцзянем, западным регионом Китая. Китайские власти утверждают, что Исламское движение Восточного Туркестана (ИДВТ) использует Афганистан как базу для обучения уйгурских сепаратистов для нападений на Синьцзянь.
Джоу Ченминь, исследователь из оборонно научно-технического университета в Пекине, считает, что Китай встревожен тем, что экстремистские и террористические силы из Центральной Азии воспользуются уходом американских войск для организации нападений на Синьцзян, а также для проникновения в этот регион.
По оценкам, в пяти государствах Центральной Азии – в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане – проживает 1 млн. граждан Китая, большинство из них занимаются мелким бизнесом.
«Китай больше всего тревожит рост ИДВТ, которое Пекин неоднократно обвинял в проведении терактов в Синьцзяне и в других местах», — говорит Джоу.
Китай озабочен также тем, как защитить инвестиции малого и среднего китайского бизнеса в регионе как части китайской Инициативы пояса и пути.
Выходом было бы – сотрудничать с Россией, соседней страной, являющейся к тому же членом ШОС.
Хотя и не входящие в формальный союз, войска России и Китая за эти годы наладили крепкие связи, самым новым свидетельством чего стали пошедшие на прошлое неделе совместные военные учения «Запад/Взаимодействие».
Учения проходили в пустыне Гоби и Нинься-Хуэйском автономном районе; в них было задействовано более 10 тыс. военных. Целью учений была отработка взаимодействия на командно-оперативном уровне, обмена данными между сетями обеих армий. Сообщается также, что впервые российские военные получили доступ к широкому спектру вооружений китайской разработки и производства, от самолётов до бронированных автомобилей.
Угроза со стороны экстремистских сил в отношении Китая дала о себе знать в прошлом месяце, когда среди 13 жертв взрыва автобуса в Пакистане оказалось 9 китайских рабочих.
Министр иностранных дел Пакистана Шах Махмуд Куреши во вторник, что этот кровавый теракт осуществили террористы-смертники, боевики-исламисты, поддерживаемые индийскими и афганскими спецслужбами. Индия отвергает свою причастность к теракту.
Куреши заявил, что теракт осуществили боевики пакистанского Талибана — Техрик-е Талибан Пакистан – зонтичного движения из множества военизированных группировок, связанных с Аль-Каидой и ИГИЛ.
Поскольку Афганистан взял власть в Афганистане, Китай потребовал, чтобы группировка порвала с ИДВТ и оказывала больше содействия безопасности в регионе
Китайский министр иностранных дел Ван И подчеркнул это требование, когда в прошлом месяце встречался с делегацией афганских талибов в Тянцзине, городе на севере Китая.
Ван И заявил, что борьба с ИДВТ является «общей ответственностью международного сообщества». Через несколько дней после того, как талибы приглашены на переговоры, китайское правительство выступило с предупреждением, посоветовав всем китайским гражданам покинуть Афганистан.
Игл Инь, аспирант китайского Фонда международных и стратегических исследований в Пекине, считает, что для Китая крайне важно сотрудничать с талибами и Россией.
Россия считает группировку террористической организацией, но публично взаимодействует с Талибаном – в 2018 г. она приняла делегацию талибов.
Инь говорит, что и Пекин, и Москва достигли консенсуса в координации действий и сотрудничестве. Китай, главный торговый партнёр для стран Центральной Азии, большую часть усилий будет сосредотачивать на экономическом развитии, а Россия – на обеспечении безопасности.