Инициатива ОПОП задевает интересы жителей Дальнего Востока, поскольку Пекин стремится максимизировать прибыль

Инициатива Китая «Один пояс, один путь», предусматривающая создание разветвленной транспортной сети на российском Дальнем Востоке вызывает неприязнь у местных жителей, поскольку Пекин стремится извлечь из нее максимально возможную прибыль, не считаясь с их интересами.

Согласно сообщениям СМИ, рентабельность развития инфраструктуры на Дальнем Востоке являлась недостаточной для китайских инвесторов, и в апреле 2021 года Пекин заявил, что эти усилия не являются привлекательными с финансовой точки зрения. Несколько российских проектов так и не смогли привлечь китайский капитал, включая Евразийскую железнодорожную магистраль, которая должна была соединить Пекин, Москву и Берлин. Эксперты по китайско-российским отношениям напоминают, что такая  же незаинтересованность ранее наблюдалась в ходе осуществления Программы сотрудничества между Северо-восточным Китаем и Восточной Сибирью, а также Дальним Востоком (2009-2018).

Китайские инвестиции привлекли только восемь проектов на Дальнем Востоке. Подобная незаинтересованность вызывает удивление, в то время как китайский средний класс охотно готов импортировать российскую продукцию. Так, успех экспорта сельскохозяйственных товаров в значительной степени зависит от развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей работу мощной логистической сети. Эксперты отмечают, что пока еще предстоит увидеть, какими последствиями обернется нынешняя незаинтересованность Китая в развитии инфраструктуры Дальнего Востока, и прежде всего транспортной.

Помимо экономических и военных соображений, существуют также вопросы идеологии. Россия гордится своей историей, в то время как Китай, по мнению вышеупомянутых экспертов, переписывает свою историю каждый раз, когда к власти приходит новый лидер.

Кроме того, существует опасение, что Китай, используя проекты в рамках ОПОП, попытается взять под контроль ключевые порты богатых природными ресурсами регионов, как это было в Африке и Юго-Восточной Азии. Инициатива ОПОП открыла возможности для развития транспорта в нескольких странах, и, поскольку китайско-российская граница является шестой в мире по протяженности, Пекин выразил заинтересованность в развитии Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской железной дороги. Между тем, исторически сложилось так, что Китай никогда не добивался большого успеха в России, если говорить о транспортных проектах.

Успех китайско-российского сотрудничества в энергетической сфере благодаря трубопроводам может свидетельствовать о том, что Россия является весьма восприимчивой к инфраструктурным проектам. Однако опора на Китай как фактор экономического роста не является оптимальным выбором для России в долгосрочной перспективе, и, по мнению экспертов, это работает исключительно в энергетических проектах.

Железные дороги – это огромные и медленно окупающиеся инвестиции, поэтому Китай неохотно идет на подобные усилия, либо требует беспрецедентных гарантий, как это было в Пакистане. Китай печально известен своим безразличием к экономическому  росту своих партнеров по трансграничным проектам. Это наблюдалось и в ходе реализации упомянутой выше программы сотрудничества 2009-2018 гг.

Впрочем, как указывают некоторые аналитики, это была не единственная проблема с программой. Дело в том, что реализация директивы по принципу «сверху вниз» была негативно воспринята местными жителями. Несколько факторов, в том числе пренебрежение местными специалистами и богатый «послужной список» несправедливой практики в отношении трудовых ресурсов в других странах, делают такое сотрудничество неприемлемым для России. Поэтому Москва должна принять меры для восстановления паритета.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий