Когда на прошлой неделе россияне отправились на избирательные участки, результаты выборов в Думу не вызывали сомнений: партия Путина «Единая Россия» выиграла две трети мест, остальные достались ручной «системной оппозиции». Но даже если такой исход никого не удивил, победа Путина должна стать тревожным звонком – а что будет с Россией, когда он в конце концов уйдёт?
Кремль «выиграл» выборы в Думу, и «Единая Россия» получила нужное ей число мест. Она сделала это, получив всего 50% голосов — меньше, чем на предыдущих выборах, с повсеместными нарушениями и за счёт остатков доверия, которое всё ещё сохраняется к избирательному процессу.
При таких режимах, как в России, выборы проводятся не для народа, а для автократов. Власть превращает любые выборы в голосование за что-то одно, а не в выбор из нескольких вариантов. Но даже той видимости реальности и непредсказуемости результата, с которой россияне голосовали при Путине когда-то, сейчас уже нет. Игра в демократию исчезла.
Беззастенчивые вбросы бюллетеней, репрессии против кандидатов от оппозиции и целый ряд грязных уловок против кампании «умного голосования» — вот отличительные черты прошедших выборов.
В том, что Путин продолжает преследовать оппозицию, нет ничего нового. Но из-за того, что он так тщательно уничтожает своих оппонентов – и политическую жизнь в целом – трудно представить, что передача власти от Путина к кому-то другому произойдёт гладко, когда бы это ни случилось.
В прошлом году российское правительство внесло в конституцию ряд поправок, позволяющих Путину оставаться у власти до 2036 года. Но эти изменения предназначались также для того, чтобы открыть путь более коллективной, парламентской системе, которая придёт ему на смену. Однако то, как были проведены прошедшие на этой неделе выборы – и сам масштаб фальсификаций и репрессий – прямо подрывают эти усилия. Почему? Потому что это не даёт даже возможности для начала развития какой-то новой системы, в центре которой не находился бы Путин.
В персонализированных автократиях, подобных России, смена власти чаще, чем при других типах однопартийных или военных диктатур, происходит насильственным путём. Как ни парадоксально, стабильность путинского режима зависит от него, что заставляет ждать его ухода с тревогой. Сводить к минимуму политические риски сейчас – означает только увеличивать их в будущем, повышать угрозу серьёзных политических волнений после того, как Путин так или иначе покинет свой пост.
Кое-кто на Западе ошибочно может ждать этого момента как повода для ликования. Возможно, им хочется верить, что конец путинской эпохи будет благом, что после этого в России неминуемо установится прозападная демократия. Для таких выводов нет оснований. Хотя и существует мнение, что либеральные убеждения всё больше укрепляются среди молодого поколения россиян, доказательства этого единичны и вообще далеко не факт.
Даже при том, что молодёжь в России отличается от старшего поколения, нам следует остерегаться делать поспешный вывод, что демократическая Россия неизбежно будет прозападной страной. Многие россияне, и молодые, и пожилые, не считают Запад образцом для подражания. Навальный ранее говорил об ощущении предательства со стороны Великобритании, когда она укрывает грязные деньги из России, тем самым пособничая автократическому режиму, который потом упёк его в колонию.
Он не должен принимать это на свой счёт – с таким же пренебрежением Великобритания относится и к собственным гражданам, когда британские власти продолжают позволять российским политикам и поддерживаемым Кремлём бизнесменам хранить тут свои деньги – даже когда российские спецслужбы травят людей на улицах британских городов. Это говорит о том, что для Великобритании деньги, связанные с Кремлём, ценнее, чем безопасность собственных граждан.
Очевидно, что перевес соображений политической и материальной выгоды по сравнению с жизнями людей и политическими идеалами оказывают влияние не только на Россию – это имеет прямое отношение и к безопасности самой Великобритании, подрывая её позиции по всему миру и давая материал для пропагандистских кампаний, расписывающих моральную несостоятельность Британии и Запада в целом.
Конечно, виновата тут не одна Британия. Есть много других причин, почему демократически настроенные россияне будут считать западных политиков и западные компании соучастниками кремлёвской коррупции и политических репрессий. Недавно Google и Apple обвинили в том, что они поддались давлению путинского режима, удалив приложения для «умного голосования» из Google Play и App Store.
Трусость этих компаний для многих не явилась сюрпризом. Но, справедливо или нет, их лицемерие будет истолковано многими как отражение более широкого явления – морального банкротства и пустоты Запада, не столь уж отличных от цинизма и жадности, характерных для кремлёвских элит.
Жить при Путине – для многих россиян нерадостная перспектива, но что будет, когда Путин уйдёт, тоже представить страшновато, и прошедшие выборы дают тревожные указания, почему.