Житель Стамбула Беньямин Челикайя потратил целый год, просматривая объявления, чтобы найти замену своей машине 10-ти летнего возраста. Его поискам, похоже, не суждено увенчаться успехом – крах турецкой лиры спровоцировал резкий рост цен. Машина Челикайи стоит дороже, но выросли и цены на подержанные автомобили, один из которых он хотел купить, как и сумма, которую нужно добавить, чтобы покрыть разницу. «Цены на автомашины растут с каждым днём. Я пока ещё жду, но уже не очень надеюсь».
По данным консалтинговой фирмы EBS автомашины возрастом 10 лет и больше как у Челикайи в Турции составляют 55% рынка подержанных автомобилей. Автомобили старше 5 лет — до 80%. Однако тенденции рынка показывают, что все они становятся многим рядовым туркам не по карману.
Один из пишущих об автомобильном секторе журналистов обнаружил, что 25% из 13,1 миллиона легковых автомобилей в Турции старше 21 года. «То есть 25% автомобилей — технически — металлолом. А средний возраст автомобилей составляет 13,2 года», — сказал он нашему изданию.
Согласно официальным данным по инфляции в ноябре цены на бензиновые и дизельные автомобили выросли на 6,4% и 12,1% соответственно. Инсайдеры эти цифры оспаривают, утверждая, что рост цен был намного выше из-за резкого падения лиры, которая только за ноябрь потеряла более 25% стоимости.
Что касается новых автомобилей, то на 1 декабря цены только на две модели — Fiat и Hyundai — были ниже 200 000 турецких лир (около 14 500 долларов США). Что является неподъёмной суммой для большинства населения Турции, где почти половина наёмных работников получают минимальную заработную плату в размере 2826 лир (205 долларов США) в месяц. Если предположить, что такой работник сможет каким-то чудом экономить 1000 лир в месяц, то на покупку самого дешевого автомобиля ему потребуется 194 месяца — 16 лет — работы. Цена на Mercedes-Benz E между тем достигла ошеломляющих 1,27 миллиона лир (92 200 долларов).
Стремительный рост цен связан не только с резким падением лиры но и с непомерными налогами, которые Анкара взимает с владельцев автомобилей, причём сумма налогов часто превышает базовую цену автомобиля.
Растущие цены, связанные с падением лиры, плюс неопределённость в экономике, охватившая страну, приводят к сокращению автомобильного рынка в целом. Если добавить к этому растущие налоги, то для миллионов турецких граждан покупка автомобиля – даже подержанного — становится почти недоступной роскошью.