Американская гегемония и политика провокаций

Сегодня американская гегемония находится на аппарате жизнеобеспечения. Специалисты по интенсивной терапии все еще снуют вокруг, пытаясь реанимировать пациента. Родные и друзья говорят, что он еще борется. Однако, могильщики этого умирающего порядка, Россия и Китай, уже явились и стоят прямо за дверью. Когда будет зачитан некролог, мы узнаем, что у покойного остался старший двоюродный брат, представляющий другой порядок – реализм баланса сил.

Как отмечал Джон Миршаймер, однополярный мир после распада Советского Союза был абсолютно уникальным периодом истории. На протяжении тридцати лет Америка была единственной сверхдержавой на планете. И апостолы этого нового порядка вознамерились распространить демократию по всей Восточной Азии, Восточной Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке.

Для распространения либеральных ценностей и «приучения людей к капитализму» они использовали существующую систему институтов времен холодной войны, таких как ООН, НАТО, ЕС, Всемирный банк, МВФ и ВТО. Ослепленные собственным идеализмом, они не могли вообразить, что кто-то может отказаться от такого щедрого предложения. Ведь, как говорил Джордж Буш, «свобода в сердце каждого человека». Другими словами, будь у него возможность, каждый предпочел бы быть свободным. Разумеется, эта идея – отголосок афоризма президента Вильсона: «Мир необходимо сделать безопасным для демократии».

Впрочем, доктрину Вильсона следует интерпретировать в свете учения французского мыслителя Жан-Жака Руссо, который считал, что «человек рождается свободным, но живет в цепях». По его мнению, люди не всегда сами понимают, что для них благо. Стало быть, их нужно заставить быть свободными, и сделать это должны те, кто лучше знает, что для них благо. «Тот, кто отказывается подчиниться всеобщей воле, будет принужден сделать это, то есть стать свободным не по своей воле».

Едва ли существует более точное выражение, описывающее суть американской внешней политики в эпоху однополярности. Америка неуклонно выполняет жестокую работу, принуждая людей быть свободными, но они по-прежнему всюду в цепях. Достаточно упомянуть Ирак, Афганистан, Ливию, Сирию, Йемен и Иран, чтобы увидеть провалы американской внешней политики. Что еще хуже, политические элиты Америки, похоже, вдохновлены собственными неудачами и сейчас пытаются проводить ту же политику на Украине и Тайване.

Визит спикера Пелосси на Тайвань и письмо 25 сенаторов во главе с Митчем Макконнеллом в поддержку ее действий – последний пример политики провокаций, проводимой либеральным миропорядком. Любому, кто обратит внимание, очевидно, что вместо того, чтобы предотвращать войны, американская гегемония создает войны там, где их не было. На самом деле, Америка находится в состоянии войны на протяжении всей однополярной эпохи. А сейчас Пелосси и другие, похоже, хотят спровоцировать еще одну войну.

Однако, ситуация меняется, причем меняется быстро. Россия уже не та слабая и анемичная страна, какой она была тридцать лет назад. Китай также совсем не тот, каким был после второй мировой войны. Вторжение России на Украину привлекло всеобщее внимание к американскому гегемонистскому проекту и показало всему миру экспансионистские цели таких институтов как НАТО.

К сожалению, нет никаких признаков того, что внешнеполитическая элита в Вашингтоне и руководство международных институтов готовы изменить курс. Они являются живыми примерами эйнштейновского определения безумия: «делать одно и то же снова и снова, ожидая другого результата».

Похоже, они абсолютно не в состоянии освободиться от мировоззрения, которое себя уже исчерпало. Если они не изменят свою политику, то американский народ сменит своих политиков. Следующее поколение должно отказаться от идеи американской гегемонии и принять внешнеполитический курс, основанный на реализме и балансе сил. Это единственная система, способная стабилизировать великие державы в новом многополярном мире и предотвратить мировую войну.

Поделиться...
Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on Facebook
Facebook
0

Добавить комментарий