В последние месяцы Россия активно расширяет связи в Юго-Западной Азии. Углубление взаимодействия с Пакистаном и Афганистаном связано с присоединением России к флагманскому проекту китайской инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП), Китайско-Пакистанскому экономическому коридору (КПЭК).
Растущий интерес России к КПЭК в последние годы проявляется на фоне подающих надежды российско-пакистанских отношений. Москва была готова присоединиться к проекту в 2016 году, когда обратилась к Исламабаду с просьбой о разрешении использовать порт Гвадар для своего экспорта. Пакистан одобрил просьбу, и тогдашний премьер-министр Наваз Шариф во время визита в Туркменистан приветствовал решение Кремля присоединиться к КПЭК. Участие России было одним из семи пунктов дорожной карты укрепления двусторонних отношений, наряду с соглашением о свободной торговле и укреплением отношений в сфере обороны.
Что означает для Москвы присоединение к КПЭК в стратегическом аспекте? Российское видение Большого евразийского партнерства (БЕП) включает КПЭК как ключевой элемент китайской инициативы ОПОП. Посредством своего участия Кремль рассчитывает сблизить Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и ОПОП. В целом, слияние ЕАЭС и ОПОП стало бы реальным шагом вперед по продвижению БЕП, которое также включает налаживание связей с Ираном, Индией и странами Юго-Восточной Азии. Благодаря своему стратегическому положению, Пакистан может сыграть в этом значительную роль. Так, недавно Владимир Путин назвал Пакистан одним из «приоритетных партнеров России» в Азии.
Почему Китай заинтересован в присоединении России к КПЭК? Помимо укрепления китайско-российского сотрудничества и улучшение перспектив региональной экономической интеграции, это также может успокоить Нью-Дели, который яростно выступает против того, чтобы КПЭК пересекал те районы Пакистана, на которые претендует Индия. Пекин хочет, чтобы Россия сыграла свою роль в заключении мирного договора между двумя заклятыми соперниками, Индией и Пакистаном. Кроме того, участие России необходимо для решения проблем безопасности, возникших после ухода американских войск из Афганистана в 2021 году. Для Китая, как и для России, стабильность в этой стране является ключом к реализации широких стратегических планов.
Налаживание связей между Кремлем и талибами началось еще до окончательного вывода войск США из Афганистана. В марте 2021 года в Москве прошла конференция по Афганистану, на которую, помимо других региональных игроков, были приглашены руководители «Талибана». А во время визита в Пакистан российского министра иностранных дел Сергея Лаврова в апреле прошлого года Афганистан был основным пунктом переговоров.
Таким образом, Россия выбрала дорогу к Кабулу, которая ведет через Исламабад. Это свидетельствует о стремлении Москвы укрепить российско-афганско-пакистанские отношения. Они получат новый импульс за счет распространения КПЭК на Афганистан и участия России в проекте. Только мирный и стабильный Афганистан позволит реализовать план расширения КПЭК, а также добиться продвижения идеи Большого евразийского партнерства. Судя по всему, план Пекина расширить включить в свой проект Афганистан совпадает с официальным присоединением Москвы к КПЭК.